Почему в эпоху динозавров было тепло по всей планете?

Новые результаты исследований сосен похоже дают ответ на этот вопрос. Оказывается хвойные деревья, в особенности сосны, вместо того, чтобы как и все другие лиственные вносить вклад в решение проблемы глобального потепления, способствуют образованию смога и выпадению кислотных дождей, испуская обширные количества окиси азота в атмосферу.

К таким выводам пришли финские ученые, опубликовав свои результаты исследований 13 марта в выпуске журнала Nature.

Команда исследователей во главе с профессором Пертти Хари из Хельсинского Университета Финляндии, проводила эксперименты по изучению сосен вида Pinus sylvestris, оценивая количество окиси азота, которые они испускали, когда были подвержены прямому солнечному свету.

Окись азота (NOx), наряду с газами углеводородной группы и солнечным светом, являются тремя компонентами, образующими так называемый фотохимический смог, который закрывает небеса многих крупных мегаполисов, а также служат главными причинами выпадения кислотных дождей.

Исследователи были удивлены, обнаружив NOx, производимый сосновыми иглами. И уровень испускания этого газа резко повышался по мере того, насколько сильно они были подвержены прямым солнечным лучам. В то время как производимое количество окиси азота было незначительно в местном масштабе, по глобальным оценкам и если учесть количество всех хвойных на планете, выброс парниковых газов от них сопоставим по объему со всеми промышленными выбросами в ходе нашей собственной жизнедеятельности на Земле.

Если эти оценки выбросов окиси азота от листьев хвойных пород деревьев подтвердятся по всему миру, то станет ясным и ответ на вопрос – почему в эпоху царствования динозавров на нашей планете был чуть ли не тропический климат по всей Земле?

Тогда на планете царствовали хвойные породы деревьев, а лиственные только зарождались. И вполне возможно, что причины столь теплого климата крылись именно в них, а не в каких-то теплых течениях, существовании суперконтинентов или изменении наклона плоскости экватора Земли. И с распространением по планете лиственных деревьев и оттеснением хвойных в северные широты, климат на Земле стал более прохладным.

SciTecLibrary