Храбрецами трусов делают... паразиты

Самые коварные из паразитов — это те, кто умеет управлять поведением хозяина. К таковым относится токсоплазма — простейший организм, поражающий нервную систему позвоночных, в том числе и человека. Ученые выяснили, что он может вызвать психическое расстройство, наполняя мозг больного нейромедиатором, подавляющим у него чувство страха и тревоги.

Напомню, что токсоплазма (Toxoplasma gondii) является одноклеточным паразитом позвоночных из группы кокцидий (Coccidia) — то есть ее ближайшим родственником является всем известный малярийный плазмодий. Однако в последнее время токсоплазма тоже, увы, приобрела широкую известность — слишком уж часто люди оказываются заражены этим коварным и хитрым паразитом. В роли его окончательных хозяев выступают кошки, а крысы, мыши и представители рода человеческого используются токсоплазмой как промежуточные.

Читайте также: Паразиты — незримые хозяева Земли

Так вот, оказавшись в этих самых промежуточных хозяевах, паразит вторгается в клетки, формируя так называемые межклеточные паразитофорные вакуоли, а они в свою очередь формируют тканевые цисты. Данные цисты находятся в основном в мышцах и мозге. Ну, а поскольку токсоплазма находится внутри клеток, то иммунная система хозяина не может обнаружить его и прикончить.

Однако, цель токсоплазмы — попасть в тело окончательного хозяина, без этого токсоплазма не превратится в половозрелую форму и не размножится. Для достижения конечной цели паразит начинает манипулировать поведением хозяина. Зараженная крыса совершенно теряет всякую осторожность и, преисполнившись внезапно храбрости, прямо-таки лезет в пасть к кошке.

Не так давно было установлено, что эти паразиты дурно влияют не только на грызунов. Случайно попав в человека, токсоплазма может воздействовать и на его психику — например, она может увеличивать риск развития шизофрении, депрессий, а то и подталкивать к суициду. Но как именно паразит это делает, до недавнего времени было не понятно.

Разгадать эту интригующую загадку взялись иммунологи из Каролинского института (Швеция). Они обнаружили у паразита одну интересную особенность — оказывается, токсоплазма может управлять иммунными клетками с помощью гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), которая также является сигнальным веществом, то есть медиатором нервной системы всех позвоночных (в том числе и человека). Причем делает паразит это следующим образом — при попадании в организм он поглощается иммунной системой.

Не совсем понятно, почему древовидная клетка в данном случае не убивает проглоченного врага. Возможно, дело в том, что токсоплазма после проникновения производит специальный белок, который подавляет выделение цитокинов — такую особенность за ней уже замечали. Но это даже не важно — обманув бдительного стража, паразит не только живет и делится в древовидной клетке, но еще и заставляет последнюю двигаться интенсивней и развозить его по органам и тканям. Таким образом защитник организма превращается в службу доставки токсоплазм.

Так вот, чтобы командовать захваченной клеткой, паразит синтезирует ту самую ГАМК. Интересно, что древовидные клетки являются немногими из тех, кто кроме нейронов способен использовать это вещество для передачи сигналов. Обычно ГАМК, синтезируемая древовидными клетками, связывается с рецепторами на их же мембране, и это приводит к изменению разности потенциалов, что, в свою очередь, делает саму клетку более активной.

В результате экспериментов биологи выяснили, что сама токсоплазма ГАМК не синтезирует. Она производит белки, которые активируют соответствующие гены древовидной клетки, и в итоге сигнальное вещество поступает на мембрану в количестве, втрое превышающем обычное. Не удивительно, что клетки начинают носиться по организму подобно скорому поезду, доставляя паразита туда, куда он прикажет. А приказывает он чаще всего довезти его до клеток нервной системы, в частности — головного мозга.

Следует заметить, что в мозгу вышеупомянутая ГАМК выполняет функцию подавления страха и тревоги, а также поднятия общего тонуса. То есть получается, что токсоплазма делает своих жертв бесстрашными, просто "заваливая" их мозг огромным количеством данного медиатора. Правда, исследователи считают, что и здесь паразит сам не синтезирует "медиатор храбрости" — он всего лишь производит белки, влияющие на активность соответствующих генов. В этом случае именно они заставляют пораженные паразитом нейроны изготавливать ГАМК постоянно и в больших количествах.

Впрочем, это пока что предположение — чтобы проверить его, следует изучить активность токсоплазмы уже в нервных клетках. Этим ученые намерены заняться в ближайшее время. Однако они считают, что уже сейчас можно объяснить человеческие расстройства психики при токсоплазмозах именно избыточным количеством ГАМК в мозгу больного. Именно этот медиатор может провоцировать депрессии, а также суициды — в том случае, если его больше, чем нужно.