Очередная загадка Антарктиды

Уникальное сверхсоленое озеро глубиной пять километров обнаружили ученые в Антарктиде под 19-метровым слоем многовекового льда. Озеро получило название Вида. Возраст микробов, обнаруженных в воде озера, достигает 2800 лет. Как ожидают биологи, поскольку вода в озере была изолирована от остального мира в течение тысячелетий, в необычном водоеме могли сформироваться уникальные экологические системы. По мнению исследователей, это может дать ключ к поиску органической жизни на других планетах, включая Марс.

Ранее считалось, что Вида, как и некоторые другие антарктические озера, круглый год находится в замерзшем виде. Однако новые исследования показали другую картину, передает ВВС. Группа американских исследователей обнаружила два ледяных ядра в озере Вида, которое располагается в холодной пустынной области Антарктики, известной как сухая долина Мак Мердо. Ученые при помощи радара, волны которого проникают сквозь толщу льда, обнаружили под ледяной горой незамерзшую воду. Вода остается жидкой, поскольку в семь раз солонее воды в океане. Такая концентрация соли не дает воде замерзнуть даже при минус 10 градусах по Цельсию — такова температура под толщей льда.

Исследователи не стали бурить шурф непосредственно к озеру, опасаясь разрушить герметичность водоема. Используя метод радиоуглеродного анализа, ученые определили возраст осадочных пород, обнаруженных в ледяном ядре, — 2800 лет. Когда породы были разморожены, в них были найдены микроорганизмы, которые удалось оживить. Биологи предположили, что простейшие сохранились благодаря уникальному сочетанию света, холода и сверхсолености.