О настоящем и будущем якутской науки "Правде.Ру" рассказал Максим Трофимов, глава Комитета по науке и инновациям Саха (Якутии)

Якутия - мировая научная площадка

Уникальное расположение Якутии делает республику идеальной научной площадкой. К Якутии проявляют интерес ученые сообщества со всего мира. Они находят теплый прием у своих якутских коллег, рождаются международные проекты. О настоящем и будущем якутской науки "Правде.Ру" рассказал Максим Трофимов, глава Комитета по науке и инновациям Саха (Якутии).

— В последнее время Тихоокеанский регион показывает фантастические успехи в инновационной сфере. Насколько Якутии удалось приблизиться к этому?

— В русле мировых и российских тенденций в Республике Саха ставятся задачи инновационного развития. Госкомитет по инновациям Якутии был создан в конце мая этого года, и создан не на пустом месте. Наука в Якутии имеет давнюю историю. Начало было положено в свое время с научно-исследовательских экспедиций, это середина — конец XIX века. Из якутских экспедиций XIX века потом выросла якутская наука.

— Что интересовало исследователей в XIX и начале XX века?

— Прежде всего, это изучение минерально-сырьевой базы, флоры и фауны. В принципе, можно сказать, что плодами научной экспедиции XIX века мы до сих пор пользуемся. Естественно, это все многократно расширилось. У нас на сегодняшний день есть Научно-исследовательский институт, Якутский научный центр, СибО РАН, есть и собственные институты. Конечно, наша наука ориентирована на специфику региона. Это связано и с условиями проживания, с климатом, с территорией, с теми ресурсами, которыми мы обладаем. Есть достаточно уникальные направления.

Читайте также: Якутский хомус объединяет народы мира

По части археологии нигде так сильно не развиты исследования мамонтовой фауны, как у нас. У нас есть экспонаты, которые выставляются по всему миру. Они собирают достаточно большое количество людей, ведь мамонтами интересуется весь мир. Не так давно в якутской прессе, например, было сообщение о том, что найденный мамонтенок Юкки умер не своей смертью, а был убит древним охотником.

— Что еще может предложить сегодня Якутия современной науке?

— Якутия является испытательным полигоном для различных инноваций. Первые дома на свайном фундаменте появились именно в Якутске. Сугубо якутское научное исследование с тех пор широко распространилось. На Крайнем Севере России дома строят на сваях. В Якутии исследованием вечной мерзлоты занимается Тюменский научный центр, но флагман исследования в этом плане — Институт мерзлотоведения имени Мельникова. Он достаточно давно существует, успешно развивается и расширяет свои связи по всему миру.

Есть очень интересные наработки, связанные с использованием естественного холода. Сейчас мы продвигаем федеральный проект под рабочим названием "Федеральное криохранилище".

Что из себя представляет этот федеральный проект?

— Это помещение в грунте вечной мерзлоты. Оно направлено на сохранение растительного фонда, конкретно семян различных растений. Семена закладываются в баночки и через 20-30 лет вытаскиваются и проверяются на схожесть. Единственный регион, где удалось добиться стопроцентной схожести после 30-летнего хранения — это как раз Якутск, где опыты проводил Институт мерзлотоведения. Сейчас этот полигон расширяется и имеет статус федерального криохранилища. В этом проекте участвует Российская академия наук. Мы надеемся, что к нам подключатся и видные ученые из-за рубежа.

Смотрите видео: Якутская экзотика - "Царство вечной мерзлоты"

— Насколько известно, в Якутии запланированы и другие масштабные проекты. Расскажите о них.

— Самые актуальные проекты для Якутии сейчас — это нефтепровод "Восточная Сибирь — Тихий океан" и железная дорога. У нас — единственная территория в мире, где самая протяженная железная дорога в условиях вечной мерзлоты. А самый протяженный нефтепровод в условиях вечной и очаговой мерзлоты — это Восточный нефтепровод. Эти проекты уникальны и в части технологического исполнения, и в части научного сопровождения. Мы надеемся, что силами наших ученых и при взаимодействии с научными институтами мира этипроекты будут развиваться и дальше.

— Какие еще научные направления Якутии Вы хотели бы выделить?

— Исследования якутской флоры и фауны. На самом деле, никто не знает всех свойств якутской флоры. Мы все наслышаны об уникальных растениях Алтая и о том, что ими занимается международная компания "Эволар". Потенциал Якутии не менее обширен и уникален. В республике есть институты, которые заняты в этой отрасли, у них есть первые успехи.

Вы, наверняка, слышали о препарате "Цигапан". Его история такова: местный житель отвез в лабораторию на анализ оленьи рога, там из них получили порошок. Теперь "Цигапан" можно найти в любой аптеке Якутска, я его встречал и в других регионах России. Это говорит о том, что достаточно небольшого толчка, чтобы перспективная тема развилась и вышла на общемировой рынок.

Читайте также: Уголки России: живая легенда Якутии

Также интересна и фауна. Научные институты Республики Саха занимаются, например, исследованием целебных свойств пантов оленей, местного ягеля. Ягель хорошо стимулирует иммунную систему, лечит стрессы, повышает нервную устойчивость. С точки зрения инноваций, наша задача на сегодняшний день — это сформировать такие устойчивые связи между научным потенциалом, сотрудниками научных учреждений, которые есть, и производством, которое сейчас есть на территории республики. План действий у нас расписан на ближайшие пять лет.

— Насколько тесно якутская наука связана с местным бизнесом?

— Наука, конечно, нуждается в поддержке бизнесменов. Бизнесом движет желание быть лучше и конкурентоспособнее. Я не скажу, что в этом плане здесь все однозначно хорошо или плохо, тенденции разные. У нас исторически сложилось, что энергетическая отрасль, отрасль коммунального хозяйства монополизировны, как и везде в России. Тем не менее, благодаря отдельным поручениям президента России и главы российского правительства, крупные монополисты Якутии начали разрабатывать программы инновационного развития.

Корпорация АЛРОСА разработала совместную программу с Северо-Восточным федеральным университетом. Это бывший Якутский государственный университет. Проект реализован по линии целевой программы, которую проводит Минобрнауки РФ на условиях софинансирования. 150 миллионов дала компания АЛРОСА и еще 150 - федеральный бюджет. Главное направление программы — добыча и обработка алмазов.

Кроме этого, создаются малые предприятия при университетах Якутии. На сегодняшний день образовано 23 малых инновационных предприятия. Это хороший показатель не только для Дальнего Востока, но и для России в целом.

— Максим Макарович, насколько достижения фундаментальной науки способны облегчить жизнь рядовых граждан Якутии?

— Жизнь в якутской деревне за последние 50-70 лет не изменилась. Если взять и сфотографировать поселок 50 лет назад и сделать современную фотографию того же района — почти никаких отличий. Но это связано с особенностями менталитета. Сейчас работаем над тем, чтобы при планировании территории заложить туда новые решения, которые позволят повысить энергоэффективность использования имеющихся ресурсов.

Конкретный пример. Население топит дома в деревнях дровами, дрова вырубаются вдоль дорог, недалеко от деревни. В некоторых деревнях это достигает критического уровня. А чем дальше на север, тем меньше дров, тем дальше за ними ездить. У нас есть деревни, жители которых ездят за дровами за 70 километров. Понятно, что цена себестоимости этого сырья значительно возрастает. В республике принимается решение о переходе на альтернативные виды энергии.

Читайте также: Бубен шамана освятил церковь

Якутия в этом плане становится испытательным полигоном с благоприятными условиями. Потому что здесь себестоимость киловатт-часа электроэнергии в отдельных поселениях достигает 60-100 рублей за киловатт-час. Понятно, что если покупаете солнечную батарею у которой себестоимость — 20 рублей за киловатт в час, в Якутии она окупится. Но серьезные компании не видят смысла вкладывать свои деньги в это, так как прибыль будет копеечной. Поэтому большуючасть исследований в этом плане сейчас проводит Китай. Рынок альтернативной энергетики сегодня завален китайской маломощной продукцией.

Для сравнения приведу цифры. У нас в малых населенных пунктах — дизельная энергетика. Дизельный китайский агрегат стоит миллион рублей. На альтернативный агрегат на солнечной энергии нужно потратить около 50 миллионов рублей. Ни одному поселению это не под силу, и вот здесь нужно государственное участие. Поэтому наш комитет совместно с энергетическими компаниями разрабатывает проект альтернативного энергоснабжения. Компания "Сахаэнергия", которая специализируется на малой энергетике, активно в этом проекте задействована. И этот полигон — единственное место в мире, которое испытывает системы солнечной и ветровой энергетики в условиях, когда суточный перепад температур достигает 30-40 градусов.

Есть проект по заморозке картофеля естественным холодом. Его суть: картофель рассыпается на улице в определенное время, определенный период времени он подмораживается, приходит в состояние сублимации, когда выходит влага из него, а потом хранится. Испытание этого процесса показало, что картофель может год-полтора сохранять все свои целебные свойства, все минеральные вещества. Эта разработка Якутского научного института сельского хозяйства запатентована.

— Насколько якутские ученые тесно взаимодействуют с учеными других стран? Пользуется ли якутский холод спросом, скажем, у стран с очень теплым климатом?

— Интерес именно к суровым климатическим условиям Якутии со стороны мирового научного сообщества достаточно велик. Недалеко от города Якутска есть международная опытная станция, которая исследует поток углекислого газа не на уровне стратосферы, а в среде обитания человека, на уровне от полутора до пятисот километров от поверхности Земли. Этот проект уникален для России. Сейчас реализуются проекты международных опытных станций на полярных островах Якутии. Благодаря РАН, у наших ученых обширные международные контакты. Это как научные институты Азиатско-Тихоокеанского региона, так и другие: Европа, Америка, Австралия.

— Вы упомянули о целебных и практически не исследованных свойствах местной флоры и фауны.

— У нас в Якутии употребляют в пищу мясо молодых жеребят. Исследования наших ученых показали, что тот самый жир жеребятины, который во всем мире считают источником холестерина, как раз способствует выведению из организма холестерина. В условиях Севера вся пища очень жирная. Это диктуют условия, так как организму на Севере требуется достаточное количество протеина. Почему именно жеребятина? Люди, оказывается, таким образом выводили холестерин из организма.

Что касается целебных свойств якутских растений, то вегетативный период в Якутии короткий. И за один-два месяца якутского лета растение максимально обеспечивает себя таким набором витамином, который позволяет ему по максимуму произрасти весной. Этот момент на молекулярном уровне пока недостаточно изучен, но наши институты над этим работают.

Читайте также: Дмитрий Глушко: главное - социальная сфера

Андрей Мартынов, член Общественной палаты Российской Федерации, рассказал, что в Якутии есть Ассоциация молодых ученых. Расскажите о ней.

— Ассоциация молодых ученых создана в рамках Якутского научного центра. В нее входят молодые сотрудники институтов, которые состоят в Северо -Восточном подразделении РАН. В планах — создание Республиканской ассоциации молодых ученых.

Один из наших молодых ученых сейчас занимается реализацией проекта, связанного с радиолокацией почвы. Георадар определяет структуру почвы на глубине до 50 метров. Прибор уже запатентован. Я надеюсь, что в ближайшее время этот прибор можно будет максимально применять в сфере дорожного и железнодорожного строительства, объектов нефтепроводов, трубопроводов, то есть там, где нужно знать, из чего состоит земля.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Артур Приймак
Артур Приймак — философ, бывший корреспондент Правды.Ру *