Автор Правда.Ру

«Убийственный сговор» бактерий с водорослями

Ученые описали механизм, посредством которого бактерии при содействии водорослей убивают кораллы.

Американские биологи выяснили, что кораллы, обитающие рядом с водорослями, имеют больше шансов погибнуть, чем кораллы, удалённые от морской растительности. Помещая антибиотики в экспериментальные резервуары с находящимися там кораллами и водорослями, биологи обнаружили, что при их введении гибель кораллов прекращается. Исследование показывает, что бактерии, размножение и развитие которых стимулируют водоросли, смертельно опасны для коралловых полипов, сообщает BiologyNewsNet .

Учёные выяснили, что водоросли синтезируют сахара, которые являются отличной питательной средой, стимулирующий рост и развитие бактериальных сообществ на кораллах. Бактерии "душат" коралл, ограничивая поставки кислорода. Гибель кораллов освобождает новые местообитания для водорослей. Процесс идёт по принципу положительной обратной связи, значительно ускоряясь в поврежденных человеком экосистемах. Деятельность человека вносит свой «посильный» вклад в рост и распространение водных растений на коралловых рифах. Она готовит почву для снижения численности кораллов.

Истощение рыбных запасов, также сильно влияет на распространение водорослей. Когда численность водорослей не контролируется, они начинают постепенное наступление, в том числе и на коралловые рифы. Сточные воды, удобрения, смытые с полей позволяют водорослям ускорять темпы своего распространения.

Высокая температура морской воды и интенсивность ураганов, как следствия глобального потепления, приводят к разрушению уникальных экосистем созданных коралловыми рифами. Коралловые рифы являются прибежищем для большого числа уникальных растений и животных, многие из которых ещё неизвестны науке.

Человечество должно осознать ту пользу, которую несут в себе кораллы. Гибель последних - удар по туристической индустрии, многие люди отдают немалые деньги за занятия дайвингом вблизи рифов, более того коралловые рифы защищают прибрежные территории от эрозии.

Тем не менее, с каждым годом коралловых рифов становится всё меньше и меньше. Ученые надеются, что ещё поздно остановить это разрушение. Уже сейчас начала работать программа по сохранению и восстановлению коралловых рифов.

Десятки тысяч лет природные катастрофы, например ураганы, постоянно разрушали коралловые рифы, но последним всегда удавалось восстанавливаться. С появлением человека обстановка кардинально изменилась. Из-за угрозы глобального потепления и загрязнения морей, коралловые рифы уже не могут восстанавливаться, они бессильны в борьбе с результатами человеческой деятельности. Эксперты ООН сообщают, что с того момента, когда исследования проводились в последний раз, площадь коралловых рифов сократилась примерно в два раза, и на сегодняшний день рифы занимают лишь одну десятую долю процента всей площади морского дна.

«Человеческая тень более длинна, чем мы думали ранее, есть невидимые на первый взгляд смертельные угрозы, которые она вызывает» - заявил Эрик Сала.

Это исследование выдвигает на первый план изучение взаимодействия между водорослями и кораллами – «ключевыми игроками» на коралловом рифе.

Артём НЕДОЛУЖКО, сотрудник РАН