Ориентироваться по запаху могут и птицы

Голуби "носом чуют" дорогу домой

Ориентироваться по запаху в пути могут не только кошки и собаки, но и голуби. Недавно немецкий зоолог Ханс Валлрафф убедительно доказал, что этот способ ориентации у птиц может играть большую роль. Его опыты показали, что голубям свойственно запоминать ароматы "родного дома" и узнавать их тогда, когда ветер донесет до птицы знакомые запахи.

Напомню, что в настоящее время ученые знают, что у птиц имеется множество способов ориентироваться во время миграций. В частности, не так давно было доказано, что при дороге к дому наши пернатые друзья ориентируются по направлению магнитных линий Земли, которые они в буквальном смысле слова могут видеть. Так же биологи установили, что в некоторых случаях птицы могут ориентироваться по инфразвуковому естественному фону, который присутствует практически в любой точки планеты — оценив параметры инфразвука, птицы понимают, на правильном они пути или все-таки заблудились.

Однако весьма интересно то, что до недавнего времени никто из биологов не предполагал, что при ориентировке на местности птицам также может помогать… обоняние. Хотя, казалось бы, подобный способ находить дорогу домой весьма распространен в живой природе — запахи служат хорошими указателями млекопитающим, рептилиям, рыбам, насекомым и другим живым существам при их путешествиях. Тем не менее, из-за распространенного убеждение в том, что обоняние у всех пернатых развито довольно слабо, исследователи все-таки не включали птиц в список тех, кто ищет дорогу, ориентируясь на запах. И это несмотря на множество экспериментов, при которых птиц на время лишали обоняния и отправляли искать дорогу к дому — в подавляющем большинстве случаев они не могли сделать этого.

Читайте также: Инфразвук подсказывает птицам дорогу

И, как это часто бывает, совсем недавно выяснилось, что это убеждение, судя по всему, является ошибочным — зоолог Ханс Валлрафф из Института орнитологии Общества Макса Планка убедительно доказал, что этот способ ориентации у птиц тоже может играть большую роль. Ученый провел ряд экспериментов с обычными сизыми голубями (Columba livia), чья способность находить дорогу домой всем хорошо известна. Для начала он собрал образцы запахов в нескольких десятках мест в радиусе 200 км вокруг голубятни, где жили его подопечные, и дал их понюхать голубям, следя при этом за тем, будет ли при этом у птиц возбуждение обонятельных рецепторов. После чего с удивлением обнаружил, что рецепторы всех голубей, участвовавших в эксперименте, возбудились при контакте с молекулами большинства тестовых веществ.

Когда доктор Валлрафф убедился в том, что запахи играют большую роль в жизни пернатых, он провел еще серию экспериментов: взял молодых голубей, которые никогда до этого не покидали пределов своей голубятни, и дал некоторым из них понюхать "коллекцию" собранных рядом с ней запахов. После чего отвез как тех птиц, что нюхали "родные ароматы", так и тех, кто этого не делал, подальше от голубятни, снабдил их радиомаячками, а потом выпустил. И вот что интересно — те из голубей, которые перед "разлукой" с домом понюхали предлагаемые исследователем вещества, нашли дорогу к дому практически сразу. А вот те, кому не дали этого сделать, достаточно долго плутали и сбивались с курса — хотя в конце концов все равно прилетели домой, просто с большим "опозданием".

В статье, опубликованной в журнале Biogeosciences на основе результатов своих опытов ученый делает предположение о том, что, возможно, информацию о "родных" запахах летящим птицам приносят ветры. Таким образом, если голубь почувствует в чужом месте знакомый запах и сравнит его интенсивность с таковой, которая имеется около его голубятни, то он может безошибочно определить, в каком направлении ему надо лететь. Ханс Валлрафф приводит такую аналогию — представьте себе, что человек из подгорной долины время от времени чувствует горный воздух, приносимый ветром. В таком случае, если он окажется в незнакомой местности, но при этом почувствует сильный знакомый ему "запах родных гор", то он сразу же поймет, что к дому ему нужно идти "по ветру" — чтобы этот знакомый ему запах постепенно ослабевал.