Земля во власти климатического дежавю

Влиянием человека на климат Земли пренебречь нельзя. Однако большинство экологов уже не считают людей главными виновниками повышения доли углекислого газа в воздухе. Открытие американских ученых показало, что это лишь результат регулярных изменений в атмосфере, и сейчас на планете повторяются события, уже происходившие 15 млн лет назад. За комментарием "Правда.Ру" обратилась к кандидату геологических наук Сергею Овчинникову.

Современная наука может заглянуть на много миллионов лет назад. Состояние земной коры и концентрация углекислого газа в недрах планеты позволяют узнать о том, каков был состав воздуха в те далекие времена.

Исследователи из Калифорнийского университета определили период, когда на Земле была такая же атмосфера, что и сейчас. Оказалось, что такая же концентрация углекислого газа в воздухе была свойственна нашей планете 15 миллионов лет назад.

При этом средняя температура на поверхности существенно поднялась – на 5-10 градусов Цельсия, а уровень моря был выше на 25-40 метров. Эти расчеты и данные из других геологических эпох дали ученым возможность говорить о цикличности изменения климата на Земле.

Читайте также " Солнце снова меняет космическую погоду "

Во время того, древнего потепления ледяная корона Арктики полностью растаяла, а на Южном полюсе и в Гренландии толщина льда измерялась несколькими сантиметрами.

Земля во власти климатического дежавю
Колоссальные изменения в климате сопровождались не менее существенными преобразованиями флоры и фауны.

"Углекислый газ – естественный компонент парникового эффекта на нашей планете, - объясняет один из авторов исследования Арадна Трипати. – Наш "виртуальный мониторинг" изменения его концентрации за истекшие 20 миллионов лет показал, что он играл важнейшую роль в изменении климата Земли".

Раньше для изучения древней погоды использовались пузырьки воздуха, сохранившиеся во льдах Арктики. Зная возраст льдов, ученые могли определить период, к которому относится этот воздух, и изучить его состав. Однако такая методика позволяла заглянуть лишь на 800000 лет назад.

При новом способе анализа, разработанном в Калифорнийском университете, объектом исследования выступают останки древнейших одноклеточных водорослей, которые в изобилии можно найти в каменной породе. Изучив соотношения бора и калия в оболочках этих организмов, ученые могут определить концентрацию углекислого газа в атмосфере на момент жизни этих простейших.

Такая методика позволяет заглянуть в прошлое на необозримое количество лет. В настоящий момент геологи и климатологи смогли узнать состав атмосферы 20 миллионов лет назад, но это еще не предел.

Земля во власти климатического дежавю
Сравнивая состав современного воздуха с древними геоклиматическими данными, ученые обнаружили, что точно такая же доля углекислого газа наблюдалась лишь единожды – примерно 15 миллионов лет назад. С одной стороны, это подтверждает, что процесс накопления углекислоты естествен для Земли, но вместе с тем поднимает новые вопросы.

Почему за всю историю нашей планеты подобные признаки парникового эффекта до сих пор не повторялись? "Правда.Ру" обратилась с этим вопросом к кандидату геологических наук, сотруднику Института глобального климата и экологии Росгидромет и РАН Сергею Овчинникову.

– Тот раздел климатологии, что занимается исследованием климата древней Земли, до недавнего времени считался достаточно точной наукой. В отличие от прогноза погоды на будущее (даже самое приближенное), изучение прошлого несколько проще.

Однако исследования последних лет все чаще ставят перед нами вопросы, ответить на которые довольно сложно. Так, например, и в данном случае – как проходило глобальное потепление 15 миллионов лет назад? Чем оно отличалось от других временных подъемов температуры на планете, которые происходили позднее?

И, пожалуй, самый главный вопрос – являются ли подобные климатические фрустрации естественным периодическим процессом, или все же и в те времена, и в наши дни не обошлось без некого катализатора, который и довел планету до столь существенного потепления?

Только найдя ответ, мы сможем конструктивно говорить о перспективах человечества на ближайшие десятилетия и века. Ведь в наших руках будет подробный сценарий развития событий, что даст возможность подготовиться к ним.