Электрический заряд обнаружен на паутине

Паутина в качестве электрошокера

Американские ученые выяснили, что паутина может удерживать насекомых не только при помощи клейкого вещества. Большую роль в этом процессе играет также статическое электричество, возникающее на паутинных нитях. А поскольку покров насекомого тоже заряжен, то стоит жертве приблизиться к тенетам, как еть сразу же изгибается и притягивает ее.

Напомню, что многие пауки вплетают в свои сети специальные нити, которые смазаны клейким веществом. Попав на такую нить, насекомое приклеивается и, чем больше оно бьется, тем больше увязает в клейкой субстанции. Ну, а сам паук перемещается по особым, "сухим" нитям, на которых нет клея — поэтому-то он и не приклеивается. Таким образом, паутина служит и эффективным орудием охоты, и нормальной "трассой", по которой в случае чего можно быстро передвигаться.

Тем не менее, подобное разделение нитей на клейкие и "сухие" свойственны не для всех пауков. Так, например, известный всем домовый паук Tegenaria domestica, который часто живет в городских квартирах и загородных домах, сотроит свою паутину исключительно из тех нитей, что не смазаны клеем. И при этом вы сами можете убедиться в том, что он никогда не остается без добычи — в его тенетах можно наблюдать множество шкурок неосторожных насекомых. Однако почему же добыча, попав в его сети, не может из них выбраться? Ведь ее же, получается, совсем ничто не держит в тенетах! И, что еще более удивительно — каким образом насекомые вообще туда попадают?

Читайте также: Старшие пауки заботятся о младших

И вот недавно исследователи из Калифорнийского университета в Беркли (США) смогли разгадать эту загадку. А началось все с того, что ведущий автор работы Виктор Мануэль Ортега-Хименес наблюдал, как его дочь играла с игрушечной волшебной палочкой. Следует заметить, что эта игрушка была специально сделана так, что имела положительный электрический заряд и могла из-за этого притягивать к себе различные предметы. И тут доктор Ортега-Хименес с удивлением обнаружил, что в числе пойманных имелась и паутина. После этого ученый предположил, что, возможно, нити тенет несут на себе статический отрицательный заряд — иначе игрушечная палочка не смогла бы их к себе притянуть!

После этого ученые решили проверить, имеется ли электростатическое взаимодействие между паутиной и летящими к ней, а так же попавшимися в тенета насекомыми. Кстати, о том, что хитиновый панцирь шестиногих летунов имеет электрический заряд, который возникает как результат трения покровов о воздух (эффект той самой эбонитовой палочки из школьных практикумов по физике), биологи знали уже давно. Известно также было и то, что этот заряд отрицательный. И хотя его сила не велика, тем не менее насекомым удается при помощи этого заряда притягивать к своему телу различные пылинки — например, пчелы и шмели пользуются подобным эффектом при сборе пыльцы.