Ягуар поставил математиков в тупик

Исследователи разработали математический аппарат, который позволяет моделировать рисунок на шкуре леопардов и ягуаров. До сих пор необычайная сложность этого узора ставила ученых в тупик. Однако все еще не ясно, почему рисунок меняется в течение жизни животного.

До последнего времени никто толком не знал, как появляются настолько разнообразные по своему рисунку шкуры у животных. Было известно только что пятнистость у леопарда или полосатость зебры сугубо индивидуальны.

В 1952 году Аланом Тьюрингом было разработано уравнение, при помощи которого стало возможным моделировать полосы подобные таковым на шкурах зебр и пятна на шкурах леопардов. К сожалению, Тьюринг опубликовал лишь первую часть своего учения. Его работа осталась незавершённой, так как Тьюринг, впал в депрессию и покончил с собой.

Лишь сегодня исследователи развили математический аппарат, что позволило моделировать рисунок на шкуре во времени (от рождения до смерти животного).

Тьюринг предполагал, что за пятнистую или полосатую окраску того или иного животного отвечают химические вещества, названные им морфогенами. Он считал, что существует два типа морфогенов, один из которых придаёт шкуре бледную окраску, а другой более тёмную.

Распределение и взаимодействие этих веществ приводит к появлению совершенно неправдоподобных окрасок шкур у леопардов, зебр и других животных.

Теперь учёные выяснили, что окраска котят леопардов или ягуаров более простая, нежели у взрослых особей. У взрослых животных можно наблюдать настоящее разнообразие фигур, украшающих шкуру, например, многоугольники с маленькими светлыми точками по центру у ягуаров.

Несмотря на прорыв в исследованиях «пятнистости» и «полосатости» учёные продолжают ломать голову над временными изменениями рисунка, больше всего проблем им доставляет ягуар. Эта южноамериканская кошка – настоящая головоломка, наперебой жалуются исследователи.

Артём НЕДОЛУЖКО, сотрудник РАН