Подводные йети устраивают огороды

В 2005 году в Тихом океане был обнаружен забавный краб с мохнатыми клешнями, которого ученые в шутку назвали "подводным йети". Недавно же было выяснено, что это существо является опытным огородником — данный краб преуспел в разведении различных бактерий, которыми и питается. Причем не где-нибудь, а на своих же длинных и мохнатых клешнях…

Огородничеством, то есть выращиванием для себя полезных и вкусных растений, грибов и бактерий занимаются не только люди, но и самые различные животные. Достаточно вспомнить муравьев-листорезов (род Atta), выращивающих в особых теплицах грибы, или ленивцев (Bradypodidae), культивирующих вырабатывающие углеводы водоросли прямо в своей шерсти (чтобы сахар был всегда под рукой). Некоторые живые существа разбивают сады и огороды в более интересных местах — например, некоторые обитающие у подводных сероводородных источников моллюски из рода Acmaea поселяют бактерий, вырабатывающих питательные вещества, у себя на жабрах.

Однако до последнего времени не были известны животные, которые устраивают огороды у себя… на руках! Но такие, как выяснилось, есть — это волосатые крабы из семейства Kiwaidae. Этих забавных "садоводов" ученые обнаружили в 2005 году на глубине 2228 метров в районе гидротермальных источников в южной части Тихого океана. И с тех пор данные существа не перестают удивлять биологов, преподнося им одно сенсационное открытие за другим.

Собственно говоря, киваид сложно назвать настоящими крабами. Скорее, они попадают в разряд крабоидов — существ, занимающих промежуточное положение между раками-отшельниками и крабами (вроде хорошо известного нам всем камчатского краба Paralithodes camtschaticus). От настоящих крабов этих существ отличает то, что пятая пара ходильных ног у них редуцирована и представляет собой два маленьких крючка, а также асимметричное брюшко. Однако сплющенная и компактная форма тела делает киваид похожими на крабов. Да и брюшко они в раковину не прячут.

Внешний вид этих животных весьма забавен — они обладают длинными и крупными клешнями, которые покрыты длинными щетинками. Кажется, что краб надел на них меховые перчатки. За подобный внешний вид данных существ в шутку окрестили "подводными йети".

Читайте также: Раки занялись шелкопрядением

Когда ученые более тщательно изучили эти "рукавички", то обнаружили, что между щетинками находятся многочисленные колонии бактерий. Было подсчитано, что на клешнях киваид обитают представители нескольких десятков видов. Но всех их объединяет любовь к сероводороду — именно путем разложения из этого весьма вонючего субстрата бактерии добывают энергию, необходимую для синтеза органических веществ (по-научному такой процесс называется хемосинтез).

Когда первооткрыватели "подводного йети" Роберт Врейенхук и Мишель Сегонзак обнаружили эти колонии у представителей вида Kiwa hirsuta, то они предположили, что микроорганизмы нужны данным животным в качестве своеобразных "противогазов". То есть для того, чтобы, разлагая сероводород, делать воду вблизи донных геотермальных источников безопасной для краба, который, как и многие другие жители океана, дышит кислородом. Для таких животных H2S является смертельным ядом, поскольку конкурирует с кислородом, и, следовательно, вызывает удушье. А так деятельность бактерий позволяет крабам держаться близко к самим источникам отравы, но при этом не задыхаться.

Однако многие коллеги сразу же отметили слабые стороны этой гипотезы — почему в таком случае бактерии живут на клешнях "йети", а не рядом с жабрами под карапаксом? Ведь такое размещение неэффективно: бактерии на клешнях обезвреживают лишь толщу воды, находящуюся перед крабом, а с боков и сзади ничто не мешает поступлению в жабры "ядовитой влаги". Некоторые биологи предположили, что, возможно, дело в другом — "йети" питаются данными микроорганизмами. Однако другие специалисты не могли поверить в то, что эти достаточно крупные создания (длиной около 15 сантиметров) довольствуются лишь диетой из бактерий.

Тем не менее, недавно данная точка зрения, как это ни странно, подтвердилась. Ученые из США и Новой Зеландии обнаружили новый вид "йети", который назвали Kiwa puravida. Данные крабы тоже "выращивают" бактерии между волосками клешней. Так вот, детальный химический анализ показал, что в теле краба содержатся изотопы углерода С 13 и своеобразные жирные кислоты, которые могли появиться только при употреблении в пищу микроорганизмов, получающих энергию не от солнца, а за счет хемосинтеза (в телах тех, кто ест фотосинтетиков, доминирует изотоп углерода С 14).

Кроме того, наблюдения в аквариуме показали, что на плавающий вокруг фотосинтезирующий планктон "йети" не обращали никакого внимания. Но было видно, что время от времени они "облизывают" свои клешни. Также ученым удалось выяснить, что Kiwa puravida постоянно качают клешнями в разных направлениях, причем делают это, даже оставшись в одиночестве. Следовательно, эти сигналы не могут быть коммуникативными. Биологи уверены, что смысл такого покачивания совсем в другом — "йети" таким образом создают ток воды между щетинками, который приносит бактериям новый сероводород и уносит отходы их жизнедеятельности. То есть, образно говоря, создает "вентиляцию".