Автор Правда.Ру

Кто был предком насекомых?

Не все насекомые произошли от одной предковой формы, как очень долго считалось. Их физические подобия являются не результатом схожей родословной, а следствием адаптации к окружающей среде и приобретением признаков конвергенции. К таким выводам пришли генетики на основании нового исследования. По крайней мере одна группа примитивных бескрылых насекомых, известных как вилохвосты, вышли из воды на сушу задолго до всех других насекомых, сообщается в текущем выпуске журнала Science.

Команда итальянских и американских исследователей во главе с доктором Франческо Нарди из Университета Сиены, осуществила новый взгляд на генеалогическое дерево происхождения насекомых, сосредоточившись не на форме их тела, а на схожести их генов.

Ученые сравнили ключевые последовательности геномов разнообразных типов насекомого с таковыми из разновидности чешуйниц, и двух разновидностей вилохвостов. Чешуйница принадлежит к группе, виды которой, как думают, являются самыми близкими родственниками летающих насекомых. Анализ дал весомые аргументы в пользу того, что не смотря на то, что все они произошли от морских ракообразных, в то же время — не от тех же самых.

Эти результаты рушат сложившийся стереотип мышления, что насекомые являются монофилетической группой, то есть они возникли однажды от единственного общего шестиногого предка.

Теперь ясно, что их физические подобия не являлись результатом схожей родословной, но от адаптации к окружающей среде, пришли к этим схожим формам в явлении, известном как конвергенция.

Вилохвосты отчетливо отличались от чешуйниц, от которых они, как казалось, произошли ранее. Ракообразный предок вилохвостов отделен несколькими этапами прошедшей эволюции от ракообразных, которые дали рождение другим насекомым.

Митохондриальные данные последовательности генома показывают, что шестиногие земные членистоногие, развивались не один раз и являются итогом по крайней мере двух независимых вторжений на сушу их предковых форм. А их схожие признаки были сглажены на протяжении сотен миллионов лет эволюции.

Насекомые обычно имеют три пары ног, одну пару антенн и три части тела — голову, грудину и брюшко. Они единственные члены животных типа членистоногих, которые обладают крыльями в стадии взрослой особи, хотя их прямое наличие не всегда очевидно.

Вилохвост — живущие в почве насекомые, обычны и известны во всем мире. На Земле существуют тысячи их разновидностей, включая одну, обитающую в Антарктиде и более чем 1600 в Австралии. Они получили свое название от уникального разветвленного анального спинного хребта, который может изгибаться и пружинить, и с помощью которого они могут прыгать на высоту в несколько раз больше размеров их собственного тела.

Ракообразные, которые включают крабов, креветок, омаров, моллюсков и лесных вшей, также являются членистоногими: они имеют четыре или больше ног, две пары антенн, переменные формы тела, которое никогда не имеет три основных части, как у насекомых, и у них нет никаких крыльев.

В ученом мире до сих пор продолжаются дебаты об эволюционных связях между насекомыми, ракообразными, паукообразными (к которым относятся пауки, скорпионы, клещи) и многоножками (пока еще не ясной разновидности неизвестного происхождения).

Sciteclibrary