Вторжение во внутренний мир прошло под контролем

Сразу после рождения пищеварительный тракт младенца атакуют огромные полчища микробов. Вторжение выглядит устрашающе, однако многие из этих тварей приносят человеку неоценимую пользу. Ученым удалось проследить эволюцию микробных сообществ во «внутреннем мире» новорожденного.

Применяя сложный генетический анализ, сотрудники Медицинского института Ховарда Хьюза создали детальную картину того, как бактерии заселяют организм человека в течение первого года жизни.

«Я не представляю, на что человек был бы похож без кишечника, заселённого микроорганизмами, - заявила Чана Палмер, автор статьи опубликованной журналом PLoS, - микрофлора нашего кишечника необычайно важна. Бактерии помогают нам извлекать больше питательных веществ из пищи; они помогают иммунной системе и, сотрудничая с ней, предотвращают нападение патогенных микробов, которые наносят вред человеку».

Перед рождением человеческий кишечник чист, в нём нет никаких микроорганизмов, но первые контакты с матерью, родными и окружающей средой наполняют пищеварительный тракт новорожденного микробами-симбионтами. В течение короткого времени ребёнок приобретает всё больше новых микроорганизмов, в результате в его кишечнике формируется новое микробное сообщество, которое приступает к работе по защите «подшефного» организма.

Новое исследование отслеживало эволюцию микробных экосистем в организмах четырнадцати младенцев, матери которых кормили своих чад грудью. Большинство таких бактерий не выживают в среде, богатой кислородом – таким образом, о выращивании их в лаборатории не могло быть и речи.

Учёным пришлось обратиться к так называемой методике микрочипов, которая позволяет одновременно фиксировать работу тысяч генов. В качестве материала для исследования послужили экскременты младенцев, которые тщательно изучались с момента рождения ребёнка.

Результаты поразили исследователей – оказалось, что микробные сообщества отличались у детей на первых днях жизни. Однако по прошествии времени, состав микробных сообществ кишечника выравнивался, и в пищеварительном тракте находили одни и те же «виды» бактерий.
Учёные надеются, что их данные помогут понять взаимодействие человека и его «внутреннего мира» - миллионов бактерий.

Более ранние исследования показали высокую ценность нашего организма для микробов и наоборот, только по самым невзыскательным оценкам в нас с вами обитает громадное число бактерий – более четырёх сотен «видов», которые помогают переваривать пищу, смягчают протекание болезней, регулируют липидный обмен и даже способствуют формированию кровеносных сосудов.