Биологи извинились перед зелеными растениями

Заявление немецких ученых о том, что зеленые растения, выделяя метан, негативно влияют на климат, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Биологи всего мира бросились проверять зловещие выводы. И вот, наконец, опубликованы первые результаты независимой экспертизы.

Год назад, изучая роль флоры в круговороте веществ, немецкие учёные пришли к выводу, что зелёные растения выделяют метан, разрушая, таким образом, и без того хрупкую экосистему нашей планеты. Открытие получило большой общественный резонанс – факты, представленные исследователями, могли изменить сложившиеся представления о биохимии растений, глобальном круговороте углерода и механизмах климатических изменений. Результаты исследований вызвали у многих недоумение и недоверие.

Теперь, в ходе независимого эксперимента, голландские учёные под руководством Тома Дуека «оправдали» растения и опровергли выводы немецких коллег. По новым данным, эмиссия метана, исходящего от растений, крайне мала и не оказывает существенного влияния на климат Земли.

Голландский эксперимент – первый независимый тест, который был опубликован после прошлогоднего сенсационного заявления.

Профессор Дуек и его коллеги выращивали растения в специальной теплице, в состав атмосферы которой входил углекислый газ с тяжёлым изотопом углерода (13C). После участия в сложнейших биохимических циклах растений этот тяжелый углерод можно было легко обнаружить, в молекулах метана (CH4), которые якобы в большом количестве «испускаются» растениями, пишет New Phytologist.

Шесть видов растений были выращены в атмосфере 13C-углекислого газа. После этого учёные измерили эмиссию 13C метана с помощью специального фото-акустического лазерного оборудования. Эта техника настолько чувствительна, что ученые могут зафиксировать углекислый газ, вырабатываемый организмами даже самых маленьких животных, например, муравьёв.

Физиологи растений заключили, что не существует никакой причины для переоценки эмиссии метана у растений. Из живых организмов основным поставщиком метана в атмосферу остаются метаногенные архебактерии — очень древние и во многом загадочные микроорганизмы, получающие энергию за счет восстановления углекислого газа или ацетата молекулярным водородом в бескислородных условиях с выделением метана в качестве конечного продукта.

Таким образом, все заявления о «вредности» растений опровергнуты. Попытка переложить вину на «зелёные лёгкие» планеты не увенчалась успехом – человек был и остаётся главной причиной глобального изменения климата.

Президент Казахстана, посетив американского коллегу, вел себя очень уж подобострастно. Политолог Жумакадыр Акенеев увидел в их встрече повод для опасений Москвы