Динозаврам вернули родительские права

Динозавры – жестокие твари, начисто лишенные родительского инстинкта. Такое мнение до недавних пор было широко распространено в научных кругах. Однако «детская комната» древних ящеров, найденная в Америке, перевернула привычные представления.

Ископаемые останки маленьких динозавров, умерших в своём логовище, были обнаружены в американском штате Монтана. Кости возрастом 95 миллионов лет, принадлежавшие взрослой особи и двум детёнышам Oryctodromeus cubicularis, лежали в конце подземного туннеля.

По словам исследователей, это открытие – первое устойчивое доказательство того, что некоторые динозавры заботились о своих детёнышах.

До последнего времени многие эксперты считали, что древние ящеры, как и большинство современных рептилий, не страдали от избытка родительских чувств, ограничиваясь устройством гнезда для откладки яиц.

Однако находка американские учёных свидетельствует, что динозавры не только охраняли яйца, но и пестовали своих отпрысков вплоть до достижения зрелости.

Впрочем, в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society, рассматривается и другая идея.

Динозаврам вернули родительские права
Авторы не исключают, что способность к созданию подземных жилищ развилась у ящеров, обитавших в экстремальных климатических условиях – например, в полярных широтах, пустынях и гористых областях.

Останки, найденные в Монтане, принадлежат новому виду ящеров. Его латинское название означает «роющий бегун».
По словам исследователей, особенности строения скелета (такие как череп, верхние конечности и кости таза) позволяют с уверенностью утверждать, что нора была сделана самими динозаврами. Судя по сохранившимся останкам, взрослые особи достигали двух метров в длину.

Команда палеонтологов подчёркивает, что по своей архитектуре логово динозавров ничем не отличается от жилищ современных животных, например гиен или роющих грызунов.

Палеонтологи отмечают, что их коллеги умудрились сделать открытие фактически «на пустом месте». Как отмечает профессор Падиан, сотрудник палеонтологического музея при Калифорнийском университете, очень часто в погоне за новыми видами исследователи не замечают важных деталей, которые могут многое рассказать о процессах эволюции. Подобные «скоростные» раскопки дают некоторые знания о древних ящерах, но, зачастую, их нельзя использовать для создания целостной картины жизни динозавров.

Палеонтологи из штата Монтана продемонстрировали настоящий профессионализм – они не только открыли новый вид древних рептилий, но и расставили все точки над «i» в научном диспуте, посвящённом родительскому инстинкту динозавров.