Раскрыта тайна гибели затерянной столицы

Монументальные храмы и огромная сеть каналов – так выглядит загадочный город Ангкор, затерянный в джунглях. Составив полную карту древней столицы Камбоджи, археологи поняли причину расцвета и краха крупнейшего доиндустриального центра. Над этой загадкой ученые бились полтора века.

Ангкор, построенный в девятом веке, принадлежал древней кхмерской культуре, доминировавшей на территории Юго-Восточной Азии в течение трёх веков. Сам город использовался более семисот лет, но после был заброшен и захвачен джунглями. Жилые постройки тех времён были частично разрушены под действием влажного климата, свидетельством величия былой культуры остались каменные храмы.

В 19 веке о городе, затерянном в джунглях, прослышали европейцы. Французский исследователь Анри Мюо – первый житель Старого Света, вступивший в Ангкор после четырех столетий забвения, – был поражён помпезностью построек: «Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен…»

Согласно информации, которую публикует Википедия, храмовый комплекс Ангкор – наиболее сохранившаяся часть города, вытянутая на восемь километров с севера на юг и на двадцать четыре километра с запада на восток. Сегодня город внесён в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Археологи долго задавались вопросом, использовались ли огромные бассейны, километры каналов и арыков в качестве ирригационной системы сельхозугодий. Это подтвердило бы версию того, что Ангкор – крупнейший доиндустриальный центр древности.

По словам Дэмиана Эванса, археолога из Сиднейского университета (Австралия), подобные ирригационные системы, подтверждают версию, что население города Ангкора в некоторые годы превышало миллион человек. В ходе картографических исследований Эванс выяснил, что древний город был разделён на районы – так же, как и многие современные города.

Ангкор и его храмы, иногда называемые «восьмым чудом света», привлекли внимание многих археологов ещё в прошлом столетии. Так, в 50-ых годах XX века француз Бернард Филипп Грослир пытался провести аэрофотосъёмку местности, однако его проект так и остался незавершённым, уточняет Nature.

Грослир выдвинул гипотезу, что массивная водная сеть обеспечила бурное развитие и рост города, однако неправильное хозяйствование привело к её нарушению и, как следствие, краху Ангкора.

В 80-е годы его теория была подвергнута сомнению – археологи предположили, что каналы использовались для транспортировки грузов.

Однако новое исследование подтвердило теорию Грослира. По мнению Эванса, ирригационная система использовалась для снабжения водой рисовых полей. «Вся экономика Ангкора вращалась вокруг риса», - утверждает ученый.

Ошибки в хозяйствовании привели к экологической деградации региона – рисовые чеки перестали давать большие урожаи, и население древнего города постепенно покинуло его, оставив после себя загадку, на решение которой у археологов ушло почти 150 лет.