Птичьи яйца изменят стратегию ВОЗ в Африке?

Окраска птичьих яиц может послужить индикатором присутствия ядовитых химикалий. Изучив узоры на скорлупе, британские ученые всерьез обеспокоились и предупреждают, что один из новых проектов ВОЗ может иметь крайне опасные последствия.

В этом году учёные уже установили, что окраска яичной скорлупы чётко коррелирует с состоянием здоровья птицы, снесшей яйцо. Многочисленные крапины связаны с дефицитом кальция в рационе матери, сине-зелёные оттенки появляются на яйцах тех пернатых, иммунная система которых работает на износ.

Теперь Эндрю Гослер из Оксфорда и его коллеги изучили, как на птичьи яйца воздействует инсектицид ДДТ, сообщает Nature. Сегодня применение этого яда резко сокращено ввиду токсичности для человека.

Свойства ДДТ были обнаружены в 1939 году. Его эффективность в борьбе с насекомыми была мгновенно оценена фермерами. Однако позже выяснилось, что ДДТ вызывает у человека развитие тканевой гипоксии и приводит к нарушению энергетического обмена. В связи с этим он был запрещён во многих странах (в 1970 году – в СССР и 1972 году – в США).

Что же касается птиц, то ДДТ приводит к утончению яичной скорлупы и, как следствие, к гибели зародышей. Его использование в своё время привело к резкому сокращению численности лысых орлов, соколов-сапсанов, калифорнийских кондоров и многих других видов пернатых.

Чтобы понять степень воздействия инсектицида на орнитофауну, оксфордские ученые подвергли анализу 49 яиц ястреба-перепелятника, собранных в брошенных гнёздах в 1996 году – причём во всех точках биологи провели замер концентрации ДДТ, которая значительно колебалась, подтверждая незаконное использование запрещённого инсектицида в различных районах Великобритании.

Исследователи подтвердили – существует чёткая связь между «лишними» крапинами, а также зелёным оттенком на яичной скорлупе и концентрацией ДДТ, в то время как высокие концентрации ртути никак не влияют на внешний вид яиц. О результатах учёные сообщают в статье, опубликованной журналом Applied Ecology.

Своим исследованием учёные, в частности, пытаются привлечь внимание чиновников Всемирной организации здравоохранения, которые требуют возобновить применение ДДТ на территории беднейших стран Африки для борьбы с малярией. Критики утверждают, что комары быстро адаптируются к ДДТ, зато инсектицид отрицательно повлияет на здоровье людей, что только усилит кризис здравоохранения на Чёрном континенте.