У козлов рога в почете

Если в человеческом обществе рога, которыми награждают неудачливых супругов, служат предметом насмешек окружающих, то в козлином «царстве» всё с точностью, да наоборот. Носители самых крупных рогов, как правило, эволюционно более предпочтительны, генетики показали, с чем это связано…

Ещё на заре возникновения генетики, когда эксперименты Менделя ещё вызывали в учёной среде благоговейный трепет, было показано, что повышенное генетическое разнообразие вида (наличие сильных различий в ДНК особей) – признак «генетического здоровья». Как правило, особи, обладающие повышенным генным разнообразием, лучше переносят резкое изменение факторов внешней среды, успешнее борются с болезнями и иногда способны жить бок о бок с человеком.

Согласно данным опубликованным международной командой исследователей, взрослые самцы альпийского козла, или козерога демонстрирует чёткую зависимость между размерами рогов и генетическим разнообразием. «Размер рогов – реклама генетического качества козерога и чем они больше, тем лучше» – заявляет доктор Дэвид Кольтман, эволюционный генетик из университета Альберты.

Исследователи выяснили, что размеры рогов среди молодых козлов (от 1 до 6 лет) не зависят от генетического разнообразия особи. Однако, со временем, когда козлы начинают конкурировать между собой за половых партнёров (7 – 12 лет), длина рогов начинает коррелировать с генетическим разнообразием. Рогоносец демонстрирует свои достоинства самке и это, по-видимому, играет некоторую роль в брачный период, но наиболее важным моментом являются сражения за самку, где обладатели крупнейших рогов обладают некоторым преимуществом.

Колтман отметил, что его исследование, в котором было использовано ДНК более 150 козерогов, принимает во внимание и экологические факторы, играющие важную роль в определении размера рогов.

«Мы знали, что размер рогов – является индикатором репродуктивного успеха у многих видов животных (козлов, оленей, баранов), - подчёркивает Кольтман - однако связь между генетическим разнообразием и их размеров отмечена впервые».

Исследователи были особенно заинтересованы рогами альпийских козлов, потому что они очень дороги для особей этого вида – требуется много времени и «сил», чтобы вырастить их до приемлемого размера (в отличие от оленей козлы не сбрасывают рога).

Поддержание рогов в нужной форме требует большого количества энергии – они могут достигать метра в длину и быть достаточно тяжелыми.

Обитающий исключительно в горной цепи Альп, альпийский козёл сегодня подвержен смертельной опасности – спортивная охота и добыча рогов, которые обладают некими фармакологическими свойствами свели на нет некогда крупную популяцию козерогов, это сильно снизило генетическое разнообразие этих животных – и в популяции с каждым годом всё меньше и меньше настоящих рогоносцев.