Египтяне делали мумии даже из... еды!

Известно, что древние египтяне мумифицировали не только своих фараонов и других представителей знати, но также и животных. Но как бы далеко не продвинулась египтология в изучении методов и процессов бальзамирования, в этом вопросе все еще остаются "белые пятна". Особенно малоизученная область — это мумификация продуктов питания, прежде всего, мяса.

При вскрытии гробницы Тутанхамона археологи обнаружили 48 деревянных ящиков с говядиной и мясом птицы. В отличие от сушеных фруктов и зерна, которые могут сравнительно долго сохраняться, мясо требует особой обработки. Для начала вспомним, как проходил процесс превращения трупа в мумию. Предположительно, бальзамировщики действовали по сходному сценарию, независимо от того, шла ли речь о царе или о частном лице.

Сначала тело омывалось и из него удалялись внутренние органы. Затем следовал длительный период высушивания тела в натроне — белом солоноватом веществе. Согласно Геродоту, это занимало до 70 дней. Хотя в Книге Бытия сказано, что на бальзамирование тела библейского патриарха Иакова ушло сорок дней. В настоящее время египтологи не могут сказать точно, сколько времени длился процесс мумификации. Считается, как минимум, несколько недель.

И только потом наступал самый ответственный момент, когда тело покрывали льняными пеленами. Пеленание, сопровождавшееся гимнами и ритуалами, было чрезвычайно важно, поскольку только после этого умерший мог стать богом Осирисом, божественным существом, которое будет жить вечно. Во многом благодаря льняным пеленам историки уверенно датируют момент положения в гробницу.

Специализирующиеся на археологии британские химики из Бристольского университета изучили процесс мумифицирования этих так называемых мумий, приготовленных из мяса, сообщается на сайте news.sciencemag.org. Таким образом, исследователи закрыли еще одну брешь в изучении древнеегипетских мумий. Ведь египтологами сделаны выдающиеся открытия в области изучения бальзамирования мумий людей и животных, а вот мумии из мяса до последнего времени пребывали в стороне от интересов научного сообщества.

Для исследования химических веществ, применявшихся при мумификации мяса, стали образцы перевязочного материала из Египетского музея в Каире и лондонского Британского музея. Так мумифицированное мясо, помещенное в гробницу Исетемхеб, жены и сестры первосвященника бога Амона в Фивах, примерно в 1070-945 годах до нашей эры (21-я династия), представляет собой куски поджаренной телячьей ножки. В захоронении фиванской жрицы времен 19-й династии Хенутмехит (около 1290 года до нашей эры) обнаружены два забальзамированных куска мяса — из утки и козьей ноги. В качестве консерванта древние бальзамировщики использовали животный жир, которым были смазаны полоски льняной материи, внешне напоминающие бинты.

Мумифицированные говяжьи ребрышки из более древнего захоронения и вовсе поведали  замысловатую историю. Находка была сделана в гробнице родственников со стороны супруги фараона Аменхотепа III, похороненных примерно в 1386-1349 годах до нашей эры в Долине царей. Ребрышки были обработаны смолами фисташкового дерева. Подобная мастика была очень дорогой, поскольку ее ввозили из других областей Средиземноморья и египетская аристократия использовала этот продукт как благовоние, глазурь или в качестве приправы.

Порой смолы фисташковых деревьев применяли при мумификации человеческих останков. Самый ранний из известных науке случаев использования этих смол для бальзамирования людей датирован 600 годами позднее мумии из мяса, поэтому специалисты из Бристольского университета пока опасаются высказывать категорические суждения. Может статься, что смолу использовали как приправу, а не в качестве консерванта, но египетские мумии не изучены ещё настолько хорошо, чтобы считать это окончательным выводом.

Химик-аналитик Стивен Бакли (Stephen Buckley) из Йоркского университета (Великобритания) полагает, что работа, проделанная коллегами, безусловно, шаг в верном направлении, но это очень маленький шажок. Что касается процесса мумификации, который применяли древние египтяне, трудно сказать, какие методы были наиболее распространенными, когда и как они менялись на протяжении длительного периода времени. В частности, Бакли, исходя из собственных изысканий, утверждает, что смола фисташкового дерева применялась для мумификации людей намного чаще, чем предполагают коллеги из Бристольского университета.

Уж коль речь зашла о продуктах, невозможно не поинтересоваться вкусом мумифицированного мяса. Однако даже самые передовые технологии своего времени не всегда спасают от  невыносимой вони, которую издает подобная пища…

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Заявление Гелентнера: можно ли отрицать высадку американцев на Луну — Иван МОИСЕЕВ
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Ростислав ИЩЕНКО: согласовывать позиции США и России — это задача не для Волкера
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала
Задержанных ФСБ террористов из Калининграда ждет "вышка"
Страшно ли России от снятия эмбарго с Турции
На Филиппинах полицейские ликвидировали 32 наркоторговцев
Мигранты-азиаты продолжают массово уезжать из России
Как приобрести дешевые авиабилеты
Началось? Российский банк отключили от SWIFT
Польша хочет получить с России триллионы злотых за "преступления СССР"
Россия примет к сведению информацию о поддержке Катаром терроризма
Свиноводческое хозяйство тонет. Что делать?
Леве из "Би-2" грозит депортация за наркотики
Мигранты из мусульманских регионов России не хотят интегрироваться в новых странах