Как Украина любит повторять ошибки истории

Нынешней Украине можно будет скоро давать медаль за генерирование самых бредовых идей. Одна из последних таких инициатив создание украинской оборонительной линии на границе с РФ. Проект абсурден не только сам по себе, но и с точки зрения исторического опыта. Шишки на этом набили Франция, финны, Германия, Израиль. Pravda.Ru делает экскурс в историю.

Увы, история, оказывается, на Украине никого ничему не учит, хотя в крайнем случае есть ведь и Википедия и для повышения своего интеллекта ее никто не отменял. Потому, что, заглянув туда, политики этой страны могли бы узнать, что первой страной, решившей таким вот образом "отгородиться от агрессора", была Франция, решившаяся на это после Первой мировой войны.

Построена она была в 1923-1934 годах, после чего совершенствовалась вплоть до 1940 года. Длина оборонительных укреплений, построенных тогда на границе с Германией, составила около 400 км. Ну, а назвали ее по имени военного министра Андре Мажино. Денег в нее было закопано просто немеряно, и все это вместо того, чтобы развивать танки, авиацию и военно-морской флот. Всего же в ее состав входило 39 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты, прикрытые броневыми колпаками. Укрепления поражали своим размахом и совершенством. Так, бункеры имели глубину 50 метров, где находились склады боеприпасов, госпитали, казармы, системы жизнеобеспечения.

Читайте также: Майдановцы начинали с "ляха, жида да собаки"

Артиллерия находилась в броневых башнях, которые поднимались на поверхность, производили выстрел и опускались обратно! Между бетонными укреплениями тянулись минные поля, ряды бетонных надолб, ряды колючей проволоки, противотанковые рвы. Если кто поедет этой осенью или на следующий год во Францию, то… сегодня укрепления "линии Мажино" можно осмотреть и впечатление они оставляют очень сильное. Вот только немцы штурмовать их "в лоб" не стали, а обошли ее через территорию нейтральной Бельгии. А вот на границе с Бельгией равноценную линию французы построить не успели!

Другую известную линию построили финны на Карельском перешейке. Она получила название "линии Маннергейма" и советская пропаганды после Зимней войны ее боевые возможности приукрашивала, а вот сами финны — преуменьшали! Между тем укрепления там были двух видов: ранние ДОТы и поздние — ДОТы-миллионники, поскольку каждый из них обошелся казне в миллион марок. Но и тем и другим до французских было далеко! Вернее, ничего подобного французским укреплениям там не было, хотя укрепления как таковые там были и весьма серьезные. Они — пусть и во взорванном состоянии, сохранились под Санкт-Петербургом до сих пор, так что их точно также можно осмотреть и составить собственное представление о том, что это было. К сложностям прорыва "линии Маннергейма" следует отнести условия местности: леса, болота, так что там, где недоделал человек, за него постаралась природа. И хотя потери в Зимней войны со стороны Красной Армии были велики, эту линию все-таки она взяла, причем выяснилось — ДОТы не выдерживают обстрела 152-мм орудиями и 203-мм гаубицами прямой наводкой, а надолбы выворачивают из земли танки КВ.

Читайте также: Шимоза, которая потопила русскую эскадру

В годы войны немцы попытались снимать башни с советских трофейных танков и устанавливать на бетонные основания, превращая в оборонительные точки. Были разработаны проекты для башен Т-26 и БТ- 7, Т-34 и КВ, да только ничего из этой затеи у них не вышло. Строить такие ДОТы в глубине обороны не хотелось: "так далеко русских не пустим". А на переднем крае обстановка менялась очень быстро и получалось, что времени на столь сложные сооружения не хватало. Хотя, например, в Польше сохранились немецкие ДОТы с башнями от танков Т-II и Т-III.

Готовясь встретить десант союзников в Нормандии и в районе Кале, немцы построили знаменитый "Атлантический вал". Там были ДОТы, скопированные с французских образцов и построенные из лучшего портланд-цемента (хотя случалось и там, что подрядчики его попросту крали!), на вооружении которых находились орудия калибра 150 и 128-мм, пулеметные гнезда на одного пулеметчика с пулеметом МГ-34, и снятые с французских трофейных танков Рено ФТ-17 башни с 37-мм орудием. Побережье прикрывали миллионы мин и заглубленные в воду противодесантные заграждения. И что? Союзники все это прорвали к исходу первого же дня высадки! Оказалось, что ДОТы не выдерживают прямых попаданий снарядов линкоров калибра 356-406 мм, авиабомбы если и не разрушали их, то оглушали гарнизоны настолько, что они теряли всякую способность к сопротивлению.

Примерно то же самое получилось и с укреплениями "линии Зигфрида" на границе Германии. Да, она не была закончена, но… англо-американская авиация ударами с воздуха даже то, что там было, уничтожили очень быстро. Опыт прошлого внимательно изучался после войны у нас в СССР, и часть танков разных типов в итоге были вкопаны у нас на границе в разных местах. В частности, они до сих пор стоят на островах Итуруп и Кунашир, как памятник соответствующей эпохе. Они ржавые, а на дне бетонных колодцев темнеет вода, и, кстати, говоря, то же самое можно увидеть и в Болгарии на границе с Турцией, где башни с Т-34/85 мирно ржавеют, обратив свои стволы в сторону "потенциального агрессора".

На берегах Суэцкого канала Израиль оборудовал против Египта знаменитую "линию Барлева". И чего там только не было, вплоть до подземных резервуаров с нефтью, которую в случае атаки через канал планировалось выпустить в воду и поджечь! Вот уж, казалось бы, где все люди продумали. И что же? Египтяне в 1973 году прорвали ее за один день, так что даже нефть израильтяне поджечь не успели!

Подчеркнем, что во всех этих случаях деньги у государств — строителей этих линий, были, и им не нужно было воровать чужой газ или прибегать к кредитам МВФ. Украина же планирует систему оборонительных укреплений с позициями для закопанных в землю танков, защитных бункеров от установок "Град", "Ураган" и "Смерч", противотанковые и противопехотные заграждения, мины, датчики движения… помилуй Бог, не хватает только лишь подземной узкоколейки как у французов, и выдвижных броневых куполов со 140-мм орудиями!

Читайте также: Шесть мифов Третьего рейха

Ну, а чем это все будет прикрываться от атак с воздуха? Конечно же, различными ЗРК, причем, наверное, не только мобильными, но и стационарными, по типу корабельных. Цену того, сколько все это будет стоить, вроде бы тоже уже подсчитали и даже озвучили. Но не бывает так, чтобы на таком деле не нагрели бы себе руки подрядчики — а на Украине это происходит сплошь и рядом и исключений не предвидится и в будущем. Можно спорить на большие деньги (и выиграть!), что вместо заявленного цемента 500, положат "сотку", а металлическую арматуру украдут и сдадут в металлолом! Так что уже на учениях вся эта "линия обороны" начнет разваливаться после первых же выстрелов, а зенитные ракеты и вовсе полетят не туда, куда надо.

И кстати, а как насчет границы с республикой Беларусь? Там тоже будут укрепления или нет? Но ведь тогда любая оборонительная линия на границе с Россией теряет всякий смысл. При столь высокой агрессивности, приписываемой России на Украине и в странах Запада, обойти любые укрепления через территорию союзного нам государства, как говорится, "сам Бог велел". Так что г-ну президенту Украины надо бы учесть этот фактор, а то как-то неловко получается: немцы "линию Мажино" обошли, и все деньги у французов вылетели псу под хвост и ведь в случае агрессии со стороны России будет ведь точно также.

Совершенно очевидно, что в условиях современной войны никакая позиционная оборона на границе не является препятствием для хорошо подготовленных вооруженных сил. Есть такая, например, Тяжелая огнеметная система ТОС-1А "Солнцепек", которая может вести огонь термобарическими реактивными снарядами на дальность в 6000 м. Ударная волна от этих снарядов затекает в любую щель, уничтожает любые укрепления… И что? Какая-то система оборонительных укреплений от нее защитит? А вкопанные в землю танки? Конечно, имеющиеся на вооружении украинской армии Т-64 лучше всего будет и впрямь зарыть, потому, что ни на что большее они попросту не годятся.

Читайте также: В поисках ядерного оружия Третьего рейха

Но и в таком состоянии это не более, чем цель для самонаводящихся боеприпасов все того же "Града", так что говорить о том, что "эта линия" сможет остановить современную российскую армию, конечно, можно, (язык без костей, и может все сказать!) но… не нужно, потому, что возникают подозрения в отношении дееспособности говорящего. А ведь есть еще и ВДВ, которым и вовсе не нужно по земле ни ездить, ни ходить, и которые обрушиваются на своего противника с неба. Даже пресловутая "стена" премьера Яценюка в этом плане смотрится как-то разумнее, потому что она намного дешевле и… коровы заходить для потравы не будут!

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Посол Польши на Украине: Россия — наш общий враг
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Мельница мифов: медицинские заблуждения
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Комбриг ВСУ приказал убить своего зама — вовремя не поздравил
Максим Шевченко: "Они предпримут все попытки сорвать ЧМ-2018"
Намек президента: кому и о чем напомнил Путин в Хмеймиме
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
МИД России озвучило позицию по Иерусалиму
Пиратский захват: Луна не станет новым штатом США
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
На первых ролях: что вынудило Меркель признать силу России
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Назад в будущее: Россия обставит США на базах
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Спасибо Трампу: как Путин покорил Египет

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры