Оружие хедхантеров по-калимантански

Мечи для охотников за головами

Многие народы имеют самобытные образцы холодного оружия, которые встречаются только у них. Например, итальянцы в эпоху Возрождения создали оригинальный кинжал чинкведея. Принадлежностью национального костюма горцев Кавказа до сих пор является кинжал кама. Берберы Марокко не расстаются с кинжалом кумья, народность моро с Филиппинского архипелага — с баронгом, а непальцы — с кукри. Есть свой образец холодного оружия и даяков с острова Калимантан (раньше Борнео) — мандоу, или, по-малайски, паранг ихланг. И главным его предназначением в прошлом была… рубка человеческих голов!

Что мы знаем об этом мече

Прежде всего то, что, хотя даяки бывают разные и мечи у них тоже отличаются, именно мандоу на Калимантане распространен наиболее широко и, можно сказать, в какой-то степени является его символом. С мандоу за поясом тамошние детки даже в школу на занятия ходят. По крайней мере этому был свидетель французский исследователь Пьер Пфеффер в 1962 году и описал это в своей книге "Бивуаки на Борнео". С помощью мандоу прорубают себе путь в джунглях, но традиция его использования, идущая из глубины веков, все же иная. Это оружие — для того чтобы отрубать головы врагам! И хотя охота за головами ("традиционное занятие даяков", по мнению многих исследователей прошлого века) стала постепенно сходить на нет уже в конце XIX века, известны случаи обращения к этому "занятию" еще в 50-е годы XX столетия, а уж в годы Второй мировой войны даяки рубили головы и европейцам, и японцам в зависимости от того, кто больше за них платил.

Ну, а теперь отметим, что остров Борнео является одним из самых больших островов такого островного государства в мире, как Индонезия. Малайцы называют его тана (земля) либо поло (остров) Каламантан (Калимантан). В этнографическом же отношении Борнео также чрезвычайно интересен прежде всего тем, что его коренные жители, которым дано общее название даяков, имеют множество существенных особенностей. Так, они разделяются на горных даяков, отличающихся миролюбием и живущих во внутренних частях острова, и морских даяков, заселяющих прибрежные районы острова и характеризиующихся весьма воинственным нравом.

Интересно, что некоторые начатые даяками войны продолжались у них в течение многие десятилетий и имели совершенно особую цель: воюющим племенам требовалось установить равенство количества голов, отрезанных друг у друга. Ну а ужасный обычай отрезать головы требует к себе особого внимания, так как в том виде, в каком он существовал на острове, он был свойственен только даякам.

Отрубил голову — соединил Космос и Землю

По старинным описаниям известно, что даяки, обитавшие в джунглях северного Борнео, приносили в жертву своим богам человеческие головы уже в давние времена. Даяки, которых европейцы спрашивали о том, откуда у них этот обычай, говорили, что это обычай их отцов.

Приход всякой новой головы в деревню — это для даяков настоящий праздник. Когда охотники за головами возвращаются с добычей, то есть в деревню вступает новая голова, ликует вся деревня. Мужчины, женщины и дети — все спешат к возвращающимся воинам и приветствуют новую голову криками.

У морских даяков этот трофей не является собственностью деревни, а считается добычей того, кто ее отрезал. Но и в этом случае честь племени растет пропорционально количеству голов в деревне.

Мозг головы извлекается через затылочное отверстие, затем голову сушат на огне и хранят под крышей дома, где она чернеет от копоти. В некоторых домах эти закопченные головы потом лежат в корзинах, а их количеством гордится всё семейство. Высушеные головы сын наследует от отца и считает их своим драгоценным наследием. Всё это описал российский журнал "Вокруг света" в статье "Даяки на Борнео". Но у Пьера Пфеффера охота за головами и всё, что с ней связано, описано намного интереснее.

Кроме того, нужно отметить, что этот обычай никогда не был монополией именно даяков, а был весьма широко распространен как среди народов Старого (например, у аборигенов с известного острова Тайвань), так и Нового Света (у племени хиваро в Эквадоре). Ну а в Индонезии головы добывались жителями островов Суматра и Сулавеси (Целебс), хотя самая громкая слава почему-то досталась все-таки именно ибанам (таково название морских даяков) с территории северного Калимантана.

Уже в первой половине XX века исследования многих этнографов дали возможность по-иному рассмотреть этот обряд, символизировавший, как выяснилось, борьбу двух таких антагонистических начал, как верхний (Космос) и нижний (Земля) миры, а также чередования в существовании человека жизни и смерти. Важнейшее место среди причин, заставлявших ибанов рубить головы, было их представление о человеческой голове как о самом богатом источнике жизненных сил. Поэтому они считали, что обладание головой дает плодородие полям и плодовитость женщинам, изобилие дичи в лесах и рыбы в реке, то есть дает благополучие и помогает процветанию всей их общины.

Поэтому когда мужчины племени возвращались в деревню с трофеями, это был самый грандиозный из сельских праздников у даяков, который символизировал кульминационный момент соединения мира Космоса с миром общины. Поэтому были танцы, театрализованные представления и массовые песнопения. Ну а еще всё племя упивалось рисовой водкой. Праздник этот имел название "гавай бурунг" (праздник птиц) и посвящался верховному богу и предку всех ибанов — вещей птице Сингаланг Бурунг, покровительствующей в первую очередь именно мужчинам-охотникам за головами.

Не имеешь голов — не смей жениться

Добывая голову, даякский мужчина не только доказывал этим самым свою храбрость и свое мужское достоинство, но и повышал свой социальный статус — и в первую очередь в глазах женской части деревни. Очень часто представить голову врага требовала именно женщина, что побуждало ее супруга либо возлюбленного к участию в этой рискованной акции. Кроме того, молодые люди из племени ибанов просто не могли вступить в брак, если не могли поднести в дар своей будущей супруге и тестю хотя бы одну голову убитого врага.

В боевой поход за головами даяк отправлялся в соответствующем наряде. Прежде всего на нем была надета набедренная повязка, а голова повязана платком. Щит использовался, но редко. Всё тело старого заслуженного воина от пяток и до шеи было покрыто сложной татуировкой, где изображалось дерево мира, крылья птицы-носорога, листья пальмы, фантастические драконы и прочие фигуры, долженствующие защищать их носителя и в мире духов, и в мире живых людей. Причем украшать себя такими изображениями мог только лишь самый удачливый воин или же вождь.

Заточен как стамеска

Ну а главным оружием такого вот воина-даяка было отнюдь не копье (хотя оно тоже входило в его арсенал), а меч мандоу, который на Барнео производится и по сей день.

Откуда такое долголетие? Все дело в том, что мандоу совмещал в себе и рабочие достоинства мачете, и боевую смертоносность турецкого ятагана. Носить мандоу следовало в ножнах за поясом, либо на плетеном ремне лезвием вверх, или же через плечо, чтобы он был у тебя под локтем.

Основные особенности (притом что в каждом племени они были свои) таковы: клинок всегда однолезвийный, изогнут, но слабо, и расширяется от рукояти к своему острию. Длина мандоу может быть до полуметра, а толщина клинка до пяти миллиметров. Мандоу походит на тесак клеванг с острова Тимор и меч народности моро, называемый кампилан, что неудивительно, так как даяки торговали со всеми окружающими их островами и народностями.

Интересно, что мандоу заточен под стамеску со стороны рабочей руки его владельца. Значительно реже клинок имеет двухстороннюю заточку, что наносит ущерб хозяйственно-бытовому предназначению клинка. Часто клинок имел двухслойную конструкцию, состоящую из твердого лезвийного слоя и мягкой обкладки. Известны мандоу даже с обкладками из дамасской стали. Весь клинок было в обычае украшать сложными вырубными и прорезными орнаментами, а еще гравировать на нем узоры и инкрустировать вкладками из бронзы.

В узорах вся магия

Самые древние и наиболее ценные клинки мандоу украшает причудливая инкрустация из драгоценных металлов. Мотивы узоров могли быть самыми разными — это и извилистые линии, и растительный орнамент, и изображения животных, птиц и мифических существ. Понятно, что всё это было не только красоты ради.

В узорах заключалась еще и магия. Плоскую не затачивавшуюся сторону у клинка обычно не украшали. На хвостовик при помощи смолы растений-каучуконосов плотно насаживали рукоять характерной Г-образной формы, которую еще и упрочняли металлическими оковками, обматывали волокном ратанговой пальмы, проволокой либо прядями волос. Материал рукояти, как правило, древесина местной разновидности железного дерева юлин. Однако часто использовались и более экзотические для Калимантана сорта, специально завозимые с других островов вместе с бронзой для украшения клинков. При изготовлении такого оружия даяки никаких средств не жалели.

Часто головку рукояти покрывали искусно вырезанным орнаментом в виде сложного растительного узора или изображений гротескного вида лиц-масок. В тех случаях, когда ее делали из кости, ее так же щедро покрывали резьбой. Через специально прорезанные в ней отверстия прикрепляли несколько длинных прядей человеческих волос или… шерсти козла. Длина мандоу вместе с рукоятью таким образом может достигать 65-70 санитметров.

Не стукнуть и не зазвенеть

Ножны для мандоу так же изготавливаются из дерева юлин или из кожи. Обычно это две половинки, соединенные плетением из волокон ратанга либо пальмы. Ножны также имели красиво сплетенный из тех же волокон ремень. Ножны имеют особую форму, позволяющую прочно зафиксировать в них клинок. Нередко их поверхность, которой они прилегали к телу, обшивали шкурой козла. Нужно это было для того, чтобы избегать любого, даже самого малого шума при передвижении по тропическому лесу.

Много амулетов — изделие для туристов

Как и ножны непальских кукри, ножны мандоу нередко имели дополнительную емкость для ножа — инланг, или пису payт (небольшой одностронне заточенный ножик с длинной рукоятью, которая также украшалась резьбой). Его можно применять в хозяйственных целях, а также в процессе обработки отрезанной головы-трофея.

Дополнительным украшением ножен мандоу (и одновременно амулетом) были нитки бисера и еще створка раковины, надеваемые на его ремень. А вот если на ножнах присутствует изобилие всевозможных талисманов в виде резных фигурок, зубов животных и т. д., то это говорит о том, что данный мандоу предназначен для не слишком-то разбирающихся коллекционеров и туристов.

Читайте также:

Клинок на гербе. Небесная история кукри

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру