Путешествие на солнечной ладье: 12 часов с Ра

Главная идея любой религии — спасение. Ну, то есть, чтобы еще немного и там пожить. Понятно, что у народов, стоящих на более низком уровне развития, и взгляды на "спасение" были примитивными, а вот если у народа было уже государство, каналы, житницы, то и пантеон богов был куда обильнее. Вот мы смотрим на Солнце, смотрим на Луну, а ведь у тех же древних египтян это были… Боги. Народ Египта даже жил по "часам богов".

Как известно, в Египте не было единых представлений о сотворении мира, несколько городов соперничали между собой за право на "истину" — это и Мемфис, и Фивы, и Гелиополь; в разные периоды культы их главных божеств (Птаха, Атума, Ра) становились общегосударственными. Но в итоге солнцепоклонники одержали победу. В разное время атрибутами солярных богов в Египте были солнечная ладья/баржа, крылатый диск, феникс/птица Бену ("душа" солнца), круг с точкой в центре, скарабей, урей/кобра, кот, сокол.

Наиболее широко известное имя египетского солнечного божества — Ра, однако это было бы слишком просто для египетской мифологии. С культом Солнца на протяжении развития древнеегипетской мифологии, помимо Ра, связаны боги Гор, Атум, Амон, Апис, Мону, Атон. Но наибольшее развитие получила триада Хепер/Хепри — Ра-Хорахти — Атум. В Туринском папирусе говорится: "Я Кхепера утром, Ра — в полдень, Атум — вечером". То есть перед нами три ипостаси древнего гелиопольского бога.

Хепри/Кхепера (воплощение жизненной силы солнечного творца) — это молодое Солнце, ипостась божества, обладающего самым мощным потенциалом творения, начинающего новый цикл. Иконография его разнообразна: и скарабей, и человек, у которого вместо головы скарабей; младенец с локоном юности и лунным серпом на голове (младенец ночи), по спине которого ползет скарабей (восходящее Солнце); солнечный младенец с диском на голове, сидящий на лепестках божественной лилии.

Ра-Хорахте — солнечный бог в полдень, олицетворяющий царственную мощь в зените. Внешне его иконография напоминает Гора (Гор как бог Солнца почитался в додинастическом Египте). Существовало несколько форм Гора, но наиболее распространенной стал сокол/человек с головой сокола. Двумя различными божествами были Гор-старший (брат Осириса) и Гор-младший (сын Осириса и Исиды). Гор Летополиса — сын божественной Хатхор, В Шедену (дельта Нила) его звали Гором двух глаз (Солнце и Луна). Были и другие Горы. В Летополисе был даже храм, посвященный Гору Безглазому, что, по всей вероятности, должно было представлять Солнце в момент затмения. Но позже он стал Ра-Хорахти — Гором обоих горизонтов (властителем неба), одной из основных форм сокологолового Ра, восседающего на троне с солнечным диском, обвитым змеей. Ра-Хорахти хранит души Востока, те, что должны пробудиться для новой жизни.

Достигнув вечера, стареющий Ра становится Атумом, который в Гелиополе воспринимался как творец мира, который "соединил в себе все". Иногда Атум принимает облик человека с головой овна, но может изображаться и в виде рыжего кота (одна из росписей изображает кота, отрезающего солнечным ножом голову змея хаоса — Апопа). Атум — это даритель северного ветра, который спасал египтян от палящего жара пустыни и дарил "свежее дыхание" несчастным жителям Дуата, подземного мира. Атума также изображали в виде человека в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта на голове; он держит скипетр уас и крест анх.

Атум — это божество, которое покидает солнечную ладью Манджет (поэтически названную Ладьей миллионов лет) и переходит в ночную, черную ладью — Месектет, в которой и путешествует по часам ночи, становясь ночным солнцем в Дуате. Ошибочно считать Дуат (загробный мир Египта) подземным миром, поскольку это иной мир, за небом нашего мира, проход в который находится между северными звездами (в созвездии Большой Медведицы). Там в ночные часы путешествует Солнце, чтобы возродиться, начать новый день, победив силы хаоса.

Странствие Солнца по 12 ночным часам подробно описывается в книге "Амуат" (дословно, "О том, что в Дуате"). Она предназначена только для избранных, текстами из этой книги декорировались усыпальницы фараонов (особенно подробно эти записи можно увидеть в гробнице Сети I). Эта книга — часть тайного знания о вселенских процессах, о досотворенном мире, о водах хаоса и противоборстве с ними, о тайных местах загробного мира, где нет места человеку, он там даже не упоминается. Тогда как более известная "Книга мертвых", с ее заклинаниями, рассказом о загробном суде, страхом перед ним, — это для "простых смертных", для всех усопших, она только часть истинного знания.

Пройдем вместе с солнечным богом по 12 ночным часам, следуя книге "Амдуат". Первый час ночи (закат) — это время, когда солнечное божество "отмыкает печати" загробного мира, который изображается в виде лица Осириса, в его уста проходит солнечная ладья. Бога Солнца охраняют спутники, священные змеи; праведно умершие приветствуют его. Меняя формы и образы,

Солнце плывет в потоке "урнес" второй час ночи, его приветствуют "хлеборобы урнеса" — праведники, которым открыт тайный смысл вещей в ином мире, они предчувствуют новый цикл возрождения Солнца. Здесь боги-охранники ловят злых духов этого опасного места, которые могут помешать Солнцу двигаться дальше.

И вот ладья, везущая Солнце, засияла, меняя привычную форму, становясь золотой змеей — настал третий час странствия по загробному миру, где Солнце готовится встретиться с Осирисом, его приветствуют все правившие когда-то цари.

Настает время темных испытаний в четвертом часу, где начинаются пути загробного мира (рос-тау). Пересыхают потусторонние воды.

Это место песка и огня, куда все глубже погружается золотая змея в пятый час ночи — царство Сокара-Осириса, царство глубинной смерти (но внутри него уже есть непроявленная жизнь). В иконографии присутствует холм, на котором лежит мертвый сокол, но внутри холма есть яйцо, которое хранит Исида. И из него появится триумфальный сокол Сокар-Осирис, который хранит тело Осириса.

Именно с Осирисом (условно материальной оболочкой) нужно встретиться Ра (душе Солнца), чтобы, соединившись, превратиться в предвечное божество с потенциалом нового рождения, нового цикла вечности. И это главное событие шестого часа ночи.

Объединенное божество в седьмом часу ночи вступает в битву со змеем хаоса — Апопом. Апоп представляет собой противоположность Ра, что демонстрирует дуализм восприятия египтян. Он хаос в противовес порядку, ведь и свет невозможен без тьмы, его наличие в дуальном мире необходимо. Именно поэтому он в мифологии приходится братом Ра (правда рожденным другим способом). Великая мать, родившая солнечное божество Ра, увидев несовершенный мир, в сердцах сплюнула в бездну, и из этого плевка родился Апоп. Итак, в седьмом часу ночи повержен Апоп, обезглавлены его спутники — духи хаоса, Солнце движется к рассвету. Но… Если однажды Апоп не сумеет возродиться, то у Ра не будет противника, нарушится всемирный порядок, поэтому и змей должен жить! Его иглой и нитью "штопает" богиня дыхания Саукет для продолжения противоборства.

Восьмой и девятый часы — триумф Солнца и подготовка ладьи к путешествию к озеру умерших не по своей воле, в час, где царит такая непроглядная тьма (ведь это самый темный час перед рассветом), что Ра не хватает сил, чтобы ее разогнать. Но на помощь приходят светящиеся змеи, которые становятся проводниками.

В десятом часу уже присутствуют вместе все атрибуты божества, одновременно Солнце и Луна.

В одиннадцатом часу ночи Ра встречается со змеем времени, который запускает новый цикл, а в небо взмывает триумфальный Осирис, Сокар-Осирис запускает крылья вечности.

И вот долгожданный триумф — последний час ночи, который люди воспринимают как восход: солнечная ладья проходит через утробу исполинского змея. Засыпает Осирис, хранитель "времени джет", времени вечности, чтобы дождаться новой ночи, но он останется в потустороннем мире, тогда как новое Солнце взойдет на востоке. Боги в солнечной ладье, как и сам Ра, которые вошли в нее стариками, становятся молодыми, способными творить новый мир. Солнечный бог, соприкасается с Богом миллионов лет, который выталкивает его сквозь чрево богини-матери. И бог воздуха Шу возносит своими руками солнечную ладью на фоне солнечного диска. И Хепри восходит на востоке, начинается новый день.

"Слава тебе, пришедшему в этот мир!

Хапра — Возникший, мудрый творец богов,

ты, на престол воссев, озаряешь свод темного неба и богоматерь Нут,

что простирает руки, верша обряд, почести воздавая царю богов".

("Гимн Ра", папирус Ани)

 

И вот в это все они, древние египтяне, верили, и это составляло смысл их жизни…

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!


Какие тайны хранит культура Египта?

Комитет Генассамблеи ООН по социальным, гуманитарным и культурным вопросам принял проект резолюции Украины о ситуации в области прав человека в Крыму. 

ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Комментарии
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Взвейтесь орлами: кремлевские звезды портят репутацию России
Олег Денисенко: Высокоточное оружие позволяет дать адекватный отпор Украине
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Владельцев СМИ признают неблагонадежными из-за родственников за границей
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Боевая подводная лодка "Сан-Хуан" пропала у берегов Аргентины
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Уфолог разгадал план КНДР — взорвать США через вулкан
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Как воевать с "Черными дроздами"
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию