Раскрыта тайна бриллианта Хоупа

Немного солнца в алмазной синеве

В результате нового исследования удалось выяснить, что самый таинственный драгоценный камень в истории — темно-синий бриллиант Хоупа — был обработан ювелирами таким именно образом, чтобы на золотом фоне внутри него блестело маленькое солнце. То есть тот самый символ французского короля Людовика XIV, прозванного современниками "Король-Солнце".

Ежедневно тысячи посетителей Смитсоновского музея естественной истории в Вашингтоне толпятся вокруг витрины на втором этаже, где хранится алмаз Хоупа (Hope Diamond) — одна из самых известных драгоценностей в мире. Несмотря на посвященные этому драгоценному камню многочисленные научные работы и документальные фильмы, отчасти вызванных легендами о будто бы лежащем на нем проклятии, бриллиант массой 45,52 карата (9,104 г) и диаметром около 2,5 см по-прежнему хранит множество неразгаданных тайн. В настоящее время этот бриллиант оценивается в сумму 200-250 млн долларов.

Читайте также: Ученые ищут Властелина Кольца

В 1653 году французский купец-путешественник Жан-Батист Тавернье (Jean-Baptiste Tavernier) вывез из Индии редчайший 115-каратный темно-синий алмаз. По преданию, он вынул драгоценный камень из глаза каменного истукана и за это святотатство его загрызли до смерти бродячие псы. На самом деле, алмаз был извлечен из шахты Коллур в районе Гунтура на территории нынешнего штата Андхра-Прадеш, который в XVII веке был частью мусульманского султаната Голконда. Что касается негоцианта, то выгодно продав синий алмаз королю Франции Людовику XIV, он отправился в Россию, где дожил до старости и умер в Москве.

В промежутке между 1669 и 1672 годами камень был обработан в мастерской придворного ювелира французского монарха Жана Питтана (Jean Pittan) и с той поры получил название Le bleu de France - "Синий из Франции". В 1792 году, во время Великой французской революции, бриллиант был кем-то похищен и перед тем, как он вновь всплыл в Великобритании в 1812 году, драгоценный камень приобрел свой нынешний, несколько измененный вид. В 1839 году за 18 тысяч фунтов стерлингов его приобрел британский финансист и страстный коллекционер ювелирных украшений Генри Филипп Хоуп (Henry Philip Hope).

Затем алмаз Хоупа несколько раз менял своих владельцев, пока не стал собственностью американского ювелира Пьера Картье (Pierre Cartier). Есть подозрение, что именно Картье придумал маркетинговый ход — историю с лежащем на камне проклятии, для того, чтобы взвинтить цену на бриллиант. Последним владельцем алмаза был американский ювелир Гарри Уинстон (Harry Winston), который 8 ноября 1958 года и передал драгоценность в дар Смитсоновскому музею.

К раскрытию очередной тайны алмаза Хоупа, как сообщает веб-журнал smithsonianmag, вплотную приблизились профессор минералогии парижского Национального музея естественной истории Франсуа Фарж (François Farges) и Джеффри Пост (Jeffrey Post), куратор коллекции минералов Смитсоновского музея.

В 2009 году в запасниках парижского музея National d'Histoire Naturelle Франсуа Фарж обнаружил сделанную из свинца модель камня Le bleu de France. Впервые удалось получить представление об изначальных размерах и форме этого драгоценного камня. Благодаря компьютерному 3D-моделированию недавно обнаруженной свинцовой копии XVII века исследователи пришли к выводу, что в эпоху "Короля-Солнца" грани бриллианта обработали так, чтобы в центре находящегося на золотом фоне камня можно было лицезреть пылающий диск солнца.

Впервые мысль о том, что Hope Diamond и Le bleu de France - это один и тот же камень была высказана экспертами по драгоценным камням еще в 1858 году, но окончательно доказана только после обнаружения затерявшейся свинцовой копии. В то время ювелиры зачастую изготавливали точные металлические копии наиболее ценных экземпляров драгоценных камней для проектирования их огранки.

В настоящее время ювелиры при огранке бриллиантов используют острые углы, превышающие 23°, чтобы попавший в них свет, пройдя длительное расстояние, многократно отражался, это усиливает блеск драгоценных камней. Однако калетта (нижняя точка бриллианта) "Синего из Франции" была совершенно плоской, а грани соединялись под меньшим углом, то есть солнечный свет, проходя сквозь него, казался прозрачным и бесцветным, словно вид сквозь оконное стекло.

В описи драгоценностей французской короны от 1691 года отмечается, что драгоценный камень был "помещен в золото и вставлен в оправе на жезл". Взглянув вглубь алмаза, в самом центре синего камня можно было увидеть сверкающее солнце. Таким образом, "Король-Солнце", что и подтвердило компьютерное моделирование, получал оба цвета своей царственной эмблемы — синий и золотой.

Читайте также: Как выглядела элита бронзового века

Исследователи планируют изготовить из фианита точную копию "Синего из Франции", чтобы продемонстрировать не только его отличие от дизайна алмаза Хоупа, но и вызываемый камнем первоначальный эффект. В настоящее время они работают в архивах, надеясь отыскать в документах ювелиров эпохи Людовика XIV неопровержимые доказательства преднамеренного изменения огранки бриллианта. В одном они уверены наверняка — в 1749 году король Людовик XV приказал по-новому огранить бриллиант с тем, чтобы поместить его в тщательно продуманную эмблему.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить