Под Иерусалимом нашли храм, разгромленный филистимлянами

Храм в Бейт-Шемеше помнит филистимлян

В приграничном городке вблизи Иерусалима израильские археологи обнаружили остатки уникального храма XI века до нашей эры, который, вероятно, был свидетелем описанных в Библии войн между израильтянами, ханаанеями и филистимлянами. Кстати, последние, судя по всему, использовали его во время контроля над данной территорией в качестве загона для скота.

В течение нескольких столетий Палестина (по-древнееврейски Пелешет - страна филистимлян) находилась под властью Египта. После исхода евреев (сами они в царскую эпоху именовали себя "сынами Израиля", а наименование "евреи" вошло в употребление только после вавилонского плена) из Египта (в конце XIII века до нашей эры) в результате длительных войн между евреями и филистимлянами значительная часть страны отошла к израильским племенам. Нападение филистимлян способствовало возникновению в конце XI века царской власти и основанию Израильско-Иудейского царства.

Первым царем провозгласили Саула из колена Вениаминова. Наибольшего могущества Израильско-Иудейское царство достигло при царях Давиде и Соломоне. Иерусалим, бывший крепостью хананейского племени иебуситов, примерно в 1000-м году до нашей эры был захвачен Давидом и стал столицей Израильско-Иудейского царства. При Давиде и Соломоне город обнесли каменными крепостными стенами, а на холмах Сион и Мория соорудили две цитадели.

Читайте также: Библейский Давид все-таки был царем

Найденный храмовый комплекс располагался в Бе(й)т-Шемеше (Beit Shemesh, или Bet Schemesch), его латинизированое название — Bethsames, а находится он в 20 километрах к западу от Иерусалима. Здесь были обнаружены черепки чаш и кубков, украшенные росписями. Вокруг одного из плоских камней внутри помещения разбросаны кости животных, другие два камня, кажется, предназначались для стока жидкости — это типичная картина места для жертвоприношений. Подтверждает это то, что здесь отсутствуют следы повседневной жизнедеятельности.

По мнению профессора Шломо Бунимовитца (Shlomo Bunimovitz) и археолога доктора Цви Ледермана (Zvi Lederman), которых цитирует веб-сайт Science News, на основании вышеперечисленных данных можно сделать вывод о том, что прежде здесь располагалось священное для израильтян место. Однако этот статус оно через время потеряло.

В земле содержатся микроскопические не поддающиеся распаду остатки давно погибших растений, которые называют фитолитами — по-гречески "растительные камни". Так вот, анализ почвы, проведенный в институте Вейцмана, выявил фитолиты растений, которые обычно идут на корм домашнему скоту. Кроме того, обнаружены микроскопические остатки навоза травоядных животных. Выходит, что на святом для сынов Израиля месте их враги устроили пастбище для домашнего скота.

Скорее всего, культовое место было преднамеренно разрушено и осквернено филистимлянами. Бет-Шемеш в ходе завоеваний часто переходил от одного народа к другому. Израильтяне, по-видимому, неоднократно возвращались в эти места, поскольку в слое грунта над руинами храма обнаружено несколько круглых глиняных печей в форме усеченного конуса с отверстием внизу для розжига огня.

Это так называемые "табун" - печи, широко распространенные в некоторых районах на Ближнем Востоке и в наши дни, а появились они еще в незапамятные библейские времена. Как правило такие очаги воздвигали неподалеку от зданий для приготовления пищи, а не в священных местах и не в жилых кварталах. Ученые предполагают, что потомки строителей храмового комплекса собирались его восстановить. Возможно, в печах готовилось угощение для пира в честь старого храма.

Обычно думают, что сыны Израилевы в своих святилищах поклонялись владыке Яхве, но это не совсем так. Старому богу Иуды служили в иерусалимском храме. А вот цари Ефрема предпочитали молиться перед изображением быка в храме бога Бетэля. В свою очередь народ и в Иудее, и в Ефреме не любил царских святилищ, предпочитая держаться старой веры, связанной со старинными народными святилищами.

Крупный востоковед и историк религии, специалист по истории и письменности древнего Израиля Николай Михайлович Никольский (1877-1959) писал: "Эта старая вера оставалась почти неизменной с самого поселения в земле Ханаана. Она, как и раньше, заключалась в поклонении не только Иагве (так в оригинале — Ред.), но и местным богам-Ваалам, богам-покровителям, в старинных святилищах и на высотах Ханаана. Богов вспоминали главным образом три раза в году, когда земледелец совершал три важнейших для его хозяйства работы. (…) Три великих годовых праздника совершались в честь Иагве и местных богов-Ваалов, подателей урожая".

Читайте также: Древность Вифлеема заверена печатью

На смену этим верованиям позже придут люди, которые будут отрицать старых богов и старый способ им поклоняться. Они станут изобличать, как скажет Никольский, "князей, царей и жрецов в насилиях и неправде по отношению к народу и грозить насильникам гибелью. Эти люди известны под названием пророков".

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Темы жилье
Обсудить