Учеба не обязательна для прогресса?

Считается, что обучение и передача знаний из поколения в поколение являются двигателем эволюции. Но недавно британским антропологам во главе с Алексом Торнтоном из Университета Эксетера удалось доказать, что они совершенно не обязательны для культурно-технологического прогресса цивилизации. Выводы ученых опубликованы в журнале Scientific Reports.

Эффект "учителя"

По общепринятым представлениям, именно умение передавать друг другу знания и говорить членораздельно сыграло ключевую роль в эволюции человека. Именно благодаря этому в глубокой древности появились и развивались различные техники изготовления орудий труда. Если по каким-то причинам знания не передавались, то эти техники исчезали.

Алекс Торнтон и его коллеги провели эксперимент, в ходе которого команде из нескольких десятков добровольцев было предложено научиться плести корзины для риса.

При этом добровольцев разделили на несколько групп. В одних группах был "учитель", который рассказывал участникам, как освоить искусство плетения корзин, или показывал это наглядно. Другим группам просто давали для изучения корзины, собранные другими, или предоставляли возможность наблюдать, как работали "учебные" команды.

Как и ожидалось, испытуемые, которых учили плести корзины, быстрее других освоили это ремесло. Но те, кто этому специально не учился, через какое-то время тоже стали изготовлять качественные изделия.

"Конечно, знающий учитель дает множество преимуществ, но наше исследование показывает, что его отсутствие не является ограничивающим фактором для культурного прогресса. Люди умеют учиться новым вещам не только через общество, мы умеем думать и самостоятельно и использовать рассудок для открытия новых способов творить что-либо, — говорит Торнтон. — Многосторонний характер развития цивилизации может быть секретом нашего успеха как вида животных".

Однако более ранние опыты, проведенные антропологами, показали, что, например, секреты изготовления сложно устроенных рубил невозможно было освоить без обучения и речевых навыков. То есть, необходимы были "учителя", умевшие к тому же говорить… Так что вряд ли научное сообщество воспримет результаты исследований Торнтона однозначно.

Знания "из воздуха"

Между тем достоверно не известно, кто первым изобрел, скажем, колесо. Идея буквально "витала" в воздухе. Это наводит на мысль, что для того, чтобы освоить какой-либо навык или сделать изобретение, требуется скорее смекалка, чем сумма знаний, полученных от других.

Наверняка вы встречали людей, которые, не имея высшего, а порой и среднего образования, довольно эрудированны, прекрасно разбираются в технике и многих других вещах… По всей вероятности, им помогает в этом высокий интеллект, который они смогли развить самостоятельно.

Хотя, разумеется, далеко не всем вещам мы можем научиться в школе или вузе. Кому-то знания передали родители, кто-то много читал… А с появлением глобальной cети появилась и возможность получить информацию буквально обо всем. Хотя, с другой стороны, и книги, и интернет тоже являются продуктом цивилизации и в косвенной форме передают нам знания, накопленные предыдущими поколениями.

А если изолировать?

Нельзя спорить с тем, что речевые навыки можно освоить только, находясь в обществе людей, умеющих говорить. Эксперименты доказали, что если ребенок изолирован от окружающего мира, он никогда не научится разговаривать. Кроме того, дети изначально способны научиться говорить лишь на том языке, на котором говорят их родители. Так что самостоятельно освоить вещи, которые можно передать только вербальным способом, если не невозможно, то крайне сложно…

Однако мы сбрасываем со счетов тот факт, что учиться можно и опосредованно. Даже если нас не учат говорить специально — мы слышим речь окружающих и сами начинаем разговаривать… До революции дети бедняков часто учились читать и писать, наблюдая, как учат грамоте их сверстников из богатых семей… Человек, который видит процесс изготовления какой-то вещи, теоретически может сам научиться этому процессу…

О "чистоте эксперимента" можно говорить, лишь послав человека на необитаемый остров и заставив его делать что-то, о чем он до этого и понятия не имел, заодно лишив его любых источников информации. Или, еще лучше, поселив его на этом острове с самого рождения. Впрочем, хорошо известны дикие племена, которые много столетия жили вдали от цивилизации, да так и остались на "пещерном" уровне.

В изоляции от общества вам придется надеяться лишь на свои силы, ум и постепенно приобретаемый опыт… Интересно, каких успехов вы достигнете, полагаясь только на себя?

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Система образования: вчера, сегодня, завтра
Комментарии
Умирающий Маккейн потребовал уничтожить Путина и Россию
США не признали выборы в Венесуэле
Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
США не признали выборы в Венесуэле
Бить Запад надо с такой силой, чтобы он уже не встал
30 тысяч самоубийц из сектора Газа. Это нужно Аллаху?
США не признали выборы в Венесуэле
Соцсети Украины: "Крымский мост - наша перемога"
Соцсети Украины: "Крымский мост - наша перемога"
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
Атлантический совет потребовал остановить Кремль и "Правду.Ру"
Экс-генерал бундесвера: Россия вернула войну в Европу
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
Атлантический совет потребовал остановить Кремль и "Правду.Ру"
Призвавший взорвать Крымский мост американец ответил России
Переменки - вместе, а уроки - врозь
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
Константин Боровой: русские не понимают, что Крымский мост придется снести
В России начаты испытания первого носителя "Калибров"
Франция готова к отношениям с Россией "без наивности"