Три вундеркинда в одной семье из поселка Минькино

- На нас всегда смотрели так, будто мы не такие как все, — рассказывает Ольга Белова. — А у нас — вполне обычные дети, как и в любой семье. Ведь в каждом ребенке есть какая-то искорка, надо только это заметить..."

Ольга Геннадьевна имеет на эти слова полное право: каждый из трех ее сыновей — самородок. Причем воспитывались все трое не в элитных лицеях столицы, а в поселке Минькино Грязовецкого района Вологодской области.

Женя: ума палата

"Я не считаю себя вундеркиндом", — говорит юноша, в 14 лет ставший студентом физмата ВГПУ. Он-то, может, действительно так не думает, но вот как быть окружающим...

Женька начал удивлять домочадцев с детсадовского возраста — еще не научившись бегло говорить, он уже вовсю читал. Хотя родители учили чтению не его, а брата Даню, который старше Жени на 2 года.

"По всей квартире мы развесили буквы, написанные на листах бумаги, — вспоминает Ольга Геннадьевна, — например, на окне буква "о", на кровати Дани — "д". Потом оказалось, что и Женя выучил все буквы. Воспитатели в детсаду ругались: "Зачем ребенка мучаете?! Он еще говорить по-настоящему не умеет, а вы его буквы заставляете запоминать". А мы и не заставляли, он сам запомнил".
В школу Женька пошел в 5 лет вместе с 7-летним Даней. Увлечения математикой тогда еще не было, Женя изучал языки: английский, французский, арабский. Преподавателя арабского нашли с трудом. Доктор Мухаммед искренне радовался успехам мальчугана. Ни учителя, ни ученика не пугало то, что учебник арабского в Вологде только один, и в областной библиотеке на него установлена строгая очередь. Книги на этом языке доставали через друзей и знакомых.

Однажды в 7 классе Женя заболел. Чтобы не "отстать", он решал задачи по геометрии, да так "зарешался", что прошел все темы этого класса. Тогда в семье было решено, что курс 8-9 класса мальчик будет изучать методом экстерната. Так за год Женя освоил программу двух лет. А вот в 10-м и 11-м классах посещал все уроки, как и его 16-17-летние одноклассники.

"Я понял, что, учась экстернатом, усваиваю знания по некоторым предметам не так хорошо, как бы мне хотелось",- говорит Женя. Смене увлечения — теперь все Женькино внимание переключилось на математику — родители не препятствовали.
Однажды вундеркинд вместе с мамой побывал в Вологодском естественно-математическом лицее и захотел там учиться. Однако на тестировании при поступлении компьютер показал, что у мальчика — гуманитарные способности. "Это ничего не значит, — машет рукой Женя. — Прав оказался я, а не компьютер".

Дискотеки мальчик называет пустой тратой времени, любит играть в волейбол и почти не читает художественной литературы — считает, что в ней слишком много вымысла. А дома Женька — главный поливальщик огорода и, по словам папы и Дани, основной вредина. Впрочем, протестуя, Женя заметил: "Да если б я по-настоящему был вредным, вы бы из дома сбежали!" Беловы лишь смеются. Здесь принято принимать и любить всех такими, какие они есть.

Даня: золотые руки

Мама Беловых — модельер, швея и закройщик в одном лице. Однажды сломался у Ольги Геннадьевны оверлок. "Покажи, что должно получаться", — потребовал Даня, и мать продемонстрировала ему строчку на материале. Даня заколдовал над швейной машиной — и вскоре механизм был исправен.

В прихожей у Беловых стоит куча сломанных телевизоров, во дворе — старенький, отремонтированный Даней "Запорожец". Техника от радиолы до авто — это Данино царство. "Как тебе удается чинить такие разные механизмы?" - спрашиваю я. "Я просто разбираю что-нибудь, — отвечает Даня, — и понимаю, как оно устроено".
Его любимый предмет в школе — труд. На селе труды у мальчишек традиционно проходят за изучением трактора. А в Данином классе 19 девочек и всего 3 мальчика — возиться с трактором можно сколько угодно, конкурентов мало.

По словам Николая Белова, Даниного папы, подросток не любит делиться своими проблемами. "Из него никогда ничего не вытянешь", — говорит Николай Юрьевич.

Несмотря на то, что увлеченный техникой Данька равнодушен к учебе, домочадцы все-таки уговаривают его поступить в техникум — руки-то золотые да и головушка светлая! "Вы как-то влияете на выбор ваших детей?" - спросила я Беловых. "Да мы все время пытаемся на них как-то влиять, — почти хором ответили Ольга и Николай. — Но дети всегда охотнее занимаются тем, что им по-настоящему нравится".

Вадим: музыка души

"Я как-то спросила у него: как ты пишешь музыку?" - рассказывает о Вадике Ольга Геннадьевна. "Мама, у меня в голове она все время звучит, — отвечает сын, — я только записываю самые яркие моменты".

В раннем детстве Вадим постоянно что-то напевал, поэтому родители, не мудрствуя лукаво, отдали его в музыкальную школу. Подростком он какое-то время жил в... буддистском монастыре. "Ходил в таких белых брючках, в рубашечке до колен", — вспоминает Ольга Белова.

"И вы не волновались?! Он же еще несовершеннолетний был и вдруг ушел из дома в буддистский монастырь!" - изумляюсь я. "А зачем волноваться? — спокойно отвечает Ольга Геннадьевна. — Я же знала, что он там долго не останется. Там же вставать рано надо, кушать то нельзя, это нельзя... А он шоколад любит, да и поспать. И вообще творческих людей бесполезно как-то организовывать".

Специалисты Вологодского музучилища, послушав, как Вадим играет на фортепиано, обомлели: таким самородкам в Вологде делать нечего! Юноша поехал в Москву поступать в престижное музыкальное училище им. А.А. Мерзлякова. Чтобы поступить туда, студенты по 7-8 лет учатся в специальной музыкальной школе. "На что ты надеешься, мальчик?" - спрашивали его снобы-москвичи. После выступления перед приемной комиссией вопросы отпали сами собой — так мог играть только настоящий ТАЛАНТ.

... Перед домом Беловых цветет огромное множество цветов, шесть котят от двух кошек носятся в прихожей. "Перепутались", — улыбается Женя. Кроме кошек, в их большом хозяйстве — козы и поросята. Да что там, даже арбузы выращивают!.
И уезжать от этих замечательных людей — честное слово! — не хотелось. Уж больно легко дышится в их доме всему живому...

Наталья Михайлова,
"Премьер", Вологда

на фото 1: Ольга и Николай могут гордиться своими замечательными пацанами (слева — Данил, справа — Женя).
на фото 2: Женя: Коран на арабском — лучше детектива.
на фото 3: Золотые руки Дани и кошке приятны.

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Обсудить