Мельница мифов: три мифа о ЦРУ, связанные с нашей страной

Мельница мифов: три главных мифа о ЦРУ

 

ЦРУ США по праву можно отнести к всемирным брендам. И, как у всякого бренда, его история сопровождается мифами. Три мифа об американском ЦРУ, конечно, не исчерпывают все легенды и слухи об этом ведомстве. Нам показалось уместным выделить те истории о деятельности американского разведсообщества, которые связаны с нашей страной и ее спецслужбами.

Разведывательной деятельностью в США занимается разные ведомства. Наиболее известные из которых — Центральное разведывательное управление (Central Intelligence Agency/ CIA), Разведывательное управление министерства обороны (Defense Intelligence Agency/DIA), Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigation/ FBI) и Агентство национальной безопасности (National Security Agency/ NSA).

Исторически сложилось так, что среди вышеназванных наибольшей популярностью у прессы и историков пользуется ЦРУ. Английский акроним CIA американская пресса еще в первой половине 1970-х годов переделала в Cancer in America - "рак в Америке".

Миф первый: ЦРУ было создано в результате провала американских спецслужб, прозевавших нападение Японии на военно-морскую базу США Пёрл-Харбор.

7 декабря 1941 г. несколько подводных лодок и четыре сотни японских самолетов атаковали важную американскую базу на Тихом океане, в результате чего погибли 2 300 моряков и солдат, 60 гражданских лиц, более тысячи были ранены. Было уничтожено большое количество самолетов и дюжина военных кораблей ВМС США. Эта трагедия, с одной стороны, вызвала в стране шок, с другой, подтолкнула к решению принять участие во Второй мировой войне.

Историки разведки отмечают, что нападение японцев никак нельзя назвать полной неожиданностью для американцев. Отдельными сообщениями пренебрегли, на другие и вовсе не обратили никакого внимания.

Между прочим, ореол секретности вокруг разведывательной деятельности породил (второй) миф о том, что президент Рузвельт, знавший о готовившейся атаке, сознательно позволил уничтожить тысячи американцев, чтобы использовать это нападение в качестве предлога для вступления в войну, в которую большая часть американцев вовсе не горела желанием ввязываться. По утверждению французского журналиста, историка разведки Франка Даниноса (Frank Daninos), "тем не менее нет ни одного исторического документа в подтверждение этой теории заговора".

Читайте также: ЦРУ против ГРУ: в бой идут экстрасенсы

В конце апреля 1945 г. президент Трумэн поддерживает идею, выдвинутую его высшими чиновниками, реорганизовать разведывательный аппарат таким образом, чтобы разведка могла служить интересам политики и вооруженных сил в мирное время. Назрела необходимость в координации различных специальных служб, зачастую занимавшихся одним и тем же и порой мешавшим друг другу. В результате военные были не в курсе того, что знал Госдеп, дипломаты не имели информации, которой располагало военное министерство.

Опуская подробности взаимной неприязни и недоверия различных ведомств друг к другу, опасения за судьбу демократии и прочая и прочая, весной 1947 г. Белый дом внес в конгресс предложение, где среди прочего предусматривалось создание Центрального разведывательного управления (ЦРУ).

"Ответственные политики действительно признали необходимость предвидеть эволюцию в равновесии сил, враждебных действиях и планах иностранных правительств, — пишет в своей книге, посвященной истории ЦРУ, Франк Данинос. — Предвидение и предупреждение угроз, каковы бы они ни были и откуда бы ни исходили, — такова первостепенная задача ЦРУ, по мнению конгресса. Миссия ЦРУ состоит, таким образом, в том, чтобы избежать "стратегических сюрпризов", каким была атака на Пёрл-Харбор".

И этот же автор утверждает: "СССР становится объектом возрастающего внимания "американской — ред.) администрации". Напомним, в марте 1946 г. Черчилль произнес свою знаменитую речь в Фултоне, штат Миссури. В мозгах американской элиты постепенно рождаются проекты, позже вылившиеся в геополитическую "доктрину сдерживания" (Containment) и политику маккартизма внутри страны, более известную как "охота на ведьм".

Накал страстей оказался столь высок, что в пору сойти с ума. Некоторые так и сделали. В марте 1949 г. министр обороны США Джеймс Форрестал (James Forrestal) — один из тех, кто способствовал появлению новой разведывательной службы — был отправлен в отставку и помещен в психиатрическую клинику с диагнозом "нервное и психическое истощение и депрессия". 22 мая он выбросился из окна своей палаты на 16-м этаже. Поговаривали, что во время болезни он повторял фразу: "Русские идут, русские идут. Они везде. Я видел русских солдат" (The Russians are coming. The Russians are coming. They're right around. I've seen Russian soldiers.).

Светлые умы на ту же животрепещущую тему составляли меморандумы. В короткой секретной записке одного высокопоставленного разведчика была лишь одна просьба: "Назрела чрезвычайная потребность в кратчайшие сроки начать качественную и тщательную разведку в отношении СССР".

Читайте также: Спецназ ГРУ: побеждал всех, проиграл Сердюкову

18 сентября 1947 г. — день рождения новой организации, а уже 14 декабря того же года Совет национальной безопасности издал свои первые секретные приказы, в которых ЦРУ должно было провести "тайные психологические операции, предназначенные для того, чтобы противостоять советской и вдохновленной Советами деятельности". Итак, если Пёрл-Харбор был поводом к созданию подобной структуры, то "красная опасность" стала причиной учреждения ЦРУ.

Правительство и конгресс США создавали ЦРУ в годы холодной войны как инструмент осуществления внешней политики в глобальных масштабах путем проведения тайных подрывных операций. В соответствии с директивой 10/2 Совета национальной безопасности (National Security Council) 1948 г. под термином "тайные операции" подразумеваются все виды деятельности против иностранных государств или групп, которые проводятся или одобряются правительством США. При этом эта деятельность планируется и проводится так, чтобы внешне ее источник — правительство США — никак не проявлялся. Прежде всего директива 10/2 призывала к проведению тайных операций против СССР.

Миф третий: Сотрудничество России и США в области нераспространения оружия массового поражения и борьбы с терроризмом "оставалось игрой шпионов против шпионов".

Полная цитата, принадлежащая бывшему директору Центральной разведки и главе ЦРУ США (с 1997 по 2004 гг.), Джорджу Тенету (George Tenet), звучит так: "В конечном счете сотрудничество с российской разведкой оставалось игрой шпионов против шпионов". Очень симптоматичный для дяди Сэма вывод как до, так и после "перезагрузки" российско-американских отношений. Российская сторона, напротив, всегда высоко оценивала сотрудничество с американскими коллегами.

Семь лет назад, 30 апреля 2007 г., экс-директор ЦРУ выпустил в свет объемную книгу воспоминаний "В центре шторма" (At the Center of the Storm). На 576 страницах Дж. Тенет подробно описал войну в Афганистане (2001), вторжение в Ирак (2003), попытался выгородить свое ведомство, которое не сумело предотвратить теракт 11 сентября 2001 года и найти у Саддама Хусейна оружие массового поражения.

"Отношения с русскими всегда были в лучшем случае натянутыми, а в худшем — странными. Вероятно, причина этому — осадок холодной войны или незавершенность перехода России к демократическому обществу", — признается в своих мемуарах Тенет.

На наш взгляд причина наших разногласий в постсоветский период заключается в закономерном превращении американской спецслужбы в своих кровавых предшественников. Недаром, "личинкой" будущего ЦРУ послужило разведывательное подразделение Третьего рейха во главе с генералом Геленом — Organisation Gehlen, — работавшее против Восточной Европы и Советского Союза. Костяк "организации Гелена" в американской зоне оккупации составили остатки кадровых сотрудников 12-го отдела (Fremde Heere Ost — "Иностранные армии Востока") немецкого Генерального штаба.

Страх перед распространением коммунистической идеологии, рост числа компартий во всем мире и стремление к расширению Pax Americana (Американский мир) оттолкнули от Советского Союза наших бывших союзников по антигитлеровской коалиции.

Читайте также: Мельница мифов: Геббельс — гений пропаганды

Несмотря на все кардинальные изменения в политике, экономике и идеологии, произошедшие в России после распада СССР, в октябре 2002 г. президент США Дж. Буш подписал "Закон о демократии в России" (Russian Democracy Act). Среди прочего, упомянутый закон давал поручение правительству США "продолжить и усилить помощь демократическим силам в РФ" (ст.3 (а)(2)), к которым причисляются "демократические активисты, правозащитники, реформистски мыслящие политики из Москвы и других регионов РФ". По мнению МИД РФ этот билль "граничит с вмешательством во внутренние дела России".

Репортер New York Times и историк спецслужб Тим Вейнер (Tim Weiner), в своей книге Legacy of Ashes: The History of the CIA - в русском переводе "ЦРУ. Правдивая история" — свидетельствует: "Когда Даллес предупредил президента, что "русские могут хоть завтра предпринять атомную атаку на Соединенные Штаты", Эйзенхауэр ответил, что, по его мнению, "никто не задумывался о цене победы в глобальной войне против Советского Союза. Не слишком ли она высока?". Победа может достаться за счет разрушения американской демократии. Объединенный комитет начальников штабов заявил президенту, что "нужно предпринять все необходимое, даже если придется изменить американский образ жизни. Мы могли бы одолеть весь мир… если бы захотели принять систему Адольфа Гитлера".

Руки у ЦРУ оказались развязанными еще во времена холодной войны. Директор ЦРУ в 1950-е годы Уолтер Беделл Смит (Walter Bedell Smith) квалифицировал свое ведомство как "министерство холодной войны". Дополнительные полномочия эта "контора" получила после 11 сентября 2001 года. По мнению некоторых зарубежных наблюдателей, последние реформы превращают ЦРУ в агентство, ответственное за все тайные операции, следовательно, в еще более закрытую организацию.

Постепенно сквозь прошлые беды ЦРУ, о которых писали и его бывшие сотрудники и директора, выкристаллизовалась и проступила еще одна, заложенная в противоречии между широковещательной либеральной демократией и тоталитарным закрытым обществом, каковым является эта американская разведывательная служба. Безусловно, "открытое" и "закрытое общество" следует понимать в терминологии австрийско-британского философа и социолога Карла Поппера (Karl Popper).

Это тайное закрытое тоталитарное общество является инструментом геополитической стратегии США.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *