Самарская область – сейсмоопасная зона?

Еще из школьных учебников известно, что Самарская область расположена на устойчивой Восточно-Европейской платформе — на огромной Русской плите — не подверженной каким-либо существенным тектоническим изменениям. Однако так ли на самом деле неподвижна земная твердь под ногами волжан? Всего столетие назад по территории Самарского края прокатилась волна довольно ощутимых землетрясений. В 1914 году в Камышлинском районе были зафиксированы подземные толчки силой в 6 баллов. Нечто подобное отмечалось в Нефтегорском, Исаклинском и Сызранском районах. Не обошла стороной стихия и Самару. В 1895 году горожане испытали на себе пятибальное колебание почвы. Да и совсем недавно, в декабре 2000 года самарцы пережили землетрясение силой в 3 балла. В квартирах оживала мебель, падали вещи, сами собой открывались двери и раскачивались люстры. Испуганные люди во всем городе, от 116 километра до поселка Красная Глинка, покидали свои дома. Как выяснилось, причиной колебания почвы в Самаре, было сильное землетрясение в Туркменистане. Мощные сейсмические импульсы по подземным волноводам способны преодолевать тысячи километров от эпицентра землетрясения и даже несколько раз обогнуть земной шар. Именно такая волна 6 декабря 2000 года до Самары, Тольятти, Москвы и Санкт-Петербурга, спровоцировав так называемые, отзывные землетрясения, силой от 2 до 3 с половиной баллов на всем пути своего следования. Волну, вызывающую отзывные землетрясения, ученые называют Лява. Она распространяется горизонтально, вдоль земной поверхности, медленно затухая. Лява считается наиболее опасной сейсмоволной. Она способна в считанные секунды уничтожить целые города. В свое время такой волной были разрушены Спитак, Ленинакан и Ашхабад. И именно Лява добралась тогда из Туркменистана до Самарской губернии. Правда, уже в довольно ослабленном состоянии, потеряв по дороге свою разрушительную силу. Ученые отмечают, что в сторону Самарской области по подземной траектории продвигаются отзывные землетрясения из горной системы Кавказа, Афганистана и прилегающих территорий.

Впрочем, и местные подземные глубины не так кротки, как этого бы хотелось. Биение сердца Земли ощущается и непосредственно под Самарской губернией. Уникальные исследования проводятся в Поволжском институте геологии и разведки горючих ископаемых, под руководством главного инженера Николая Яковлева. В течение небольшого временного отрезок, с 1993 – по 1996 год, исследователи зафиксировали аж 43 местных землетрясения. Самые скрупулезные исследования проводились в городе Отрадный. Здесь на поверхности земли ежедневно здесь фиксировались толчки силой в 2-3 балла. Конечно, люди их не ощущают и никаких видимых разрушений они не приносят. Но тем не менее они есть. Остается только предположить, что в глубине земли толчки намного сильнее и способны активно воздействовать на геологическое строение породы, постепенно разрушая ее, и образуя карстовые пустоты. К тому же, помимо природных причин, землетрясения могут быть спровоцированы и по вине людей. Техногенная нагрузка на окружающую среду с каждым годом возрастает. И никто не учитывает, что бурная промышленная деятельность сильно усугубляет капризы природы. Такие “человеческие” землетрясения ученые называют техногенно-индуцированными.

Оказывается, постоянную нагрузку не выдерживает даже земная твердь. Сдавленные на протяжении долгого времени породы, в конце концов, начинают трескаться и обрушаться. Если верить исследованиям геологов, на сегодняшний день все подземная часть Самарской области испещрена разломами. Увидеть это нельзя, так как трещины не доходят до поверхности, они перекрыты плотным слоем тектонических пород. Но как раз в этом, как говорят ученые, и таится главная опасность. “Разломы перекрыты сверху так называемым осадочным чехлом, — рассказывает Николай Яковлев, — то есть над ними есть объем пород, где может произойти скопление значительной энергии. Самые опасные места на территории именно там, где подходят разломы, и энергия сосредотачивается на концах разломов, а остальная территория перекрыта чехлом, закрыта. Получается эффект закрытой бутылки шампанского, в которой скапливается газ и рвется наружу. Эта энергия не может до бесконечности удерживаться внутри и в определенныймомент начнет искать себе выход, что может привести к землетрясению”.

По имеющимся геологическим данным, к таким участкам, прежде всего, относится Самара и еще 5 участков: города Жигулевск, Нефтегорск, Чапаевск, поселки Кутулук и Переволоки. На этих территориях сочетаются как природные, так и техногенные неблагоприятные факторы. Вдобавок ко всему, здесь сосредоточены наиболее крупные промышленные объекты. Например, плотина Волжской Гидроэлектростанции. На специальной карте хорошо видно, что ГЭС построена как раз на разломе земной коры. К тому же активном. Его южная часть постепенно понимается наверх, а северная опускается, со скоростью 4-6 миллиметров в год. Однако специалисты не исключают того, что на большой глубине породы могут разъезжаться на сотни метров. В месте разлома из недр планеты на поверхность выделяется газ — гелий. Он выходит из самой мантии земли, беспрепятственно преодолевая 60 километров. Воздействие естественных геологических преобразований в этом месте усугубляется колоссальной техногенной нагрузкой. Сверху на подвижные грунты давят огромное Куйбышевское водохранилище и сама плотина. Геологические породы под воздействием тяжести начинают постепенно разуплотняться, растрескиваться и, как говорят геологи, когда порода потеряет 50 процентов своей прочности, она развалится. Ситуация осложняется еще и тем, что пласт верхней мантии под Самарской губернией несколько выше, чем в других местах. А потому и температура под Самарой более высокая. Из-за подземного жара плотность горных пород становится меньше, в земле образуются новые бреши, которые постоянно двигаются и сталкиваются. В целях безопасности Правительством России был принят ряд Постановлений, предусматривающих обязательные исследовательские работы в неблагополучных зонах. В Самарской губернии такие специалисты есть. Их методики сейсмонаблюдения уже давно применяются при строительстве метро, атомных станций и других подземных сооружений.

“В нашем институте, — говорит Яковлев, — разработаны методы, которые позволяют, как бы посмотреть, что же происходит под плотиной. Плотина уже построена, сверху не пробурить. А наш способ позволяет получить всю нужную информацию о состоянии почв под плотиной, не задевая ее и не останавливая ее работу. Это метод межскважинного просвечивания, давно и успешно применяющийся по всей России при строительстве атомных станций, метрополитена и других подземных сооружений. Благодаря этой методике можно довольно точно спрогнозировать момент обрушения породы в любом, самом трудно доступном для человека месте. Кроме того, ученые считают, что на территории области необходимо установить станции сейсмомониторинга, которые бы 24 часа в сутки фиксировали бы все изменения земной коры и могли бы своевременно предсказать нарастание сейсмической активности. Поскольку, способов избежать этого явления пока не найдено. “Подобные работы проводятся кругом, кроме Самарской области, — говорят геологи, — в Татарстане, Башкирии, Пермской, Саратовской областях. При самом благоприятном течении дел, на эти исследования может уйти не менее 10 лет, поэтому начинать надо как можно быстрее. Пока же никто не в силах предсказать, как поведет себя земля под Самарской губернией ни в ближайшие столетия, ни в ближайшие несколько месяцев”.

Сразу же после землетрясения в 2000 году Администрация Самарской области и в Комитете по природным ресурсам, заинтересовались этой проблемой и даже начали поговаривать о создании в Самарской области собственной сейсмослужбы. Правда, финансирование этого проекта оказалось недостаточным и работы в настоящее время сведены практически к нулю. На создание всего лишь одной сейсмостанции, которая круглосуточно все 365 дней в году фиксировала бы все природные шумы, требуется не менее пяти миллионов рублей. А таких станций нужно поставить как минимум три, а по-хорошему, и все семь. Их необходимо поставить в наиболее проблемные точки Самарской губернии: в районе плотины Волжской ГЭС, в районе Водинского серного карьера, на склоне Сокольих гор, на горных выработках в поселке Богатырь, около Кашпирского сланцевого рудника.
Елена Копаева, Агентство “ИНЭКО”

Ссылки по теме: