Болид с паровым двигателем разогнался до 240 километров в час

Казалось бы, век автомобилей, приводимых в движение давлением пара, давно канул в Лету. Последнему рекорду скорости для паровых авто уже более ста лет. Но точка в истории этих машин была поставлена преждевременно – мультимиллионер Чарльз Барретт воспринял этот факт как вызов и, чтобы достойно ответить на него, построил и вывел на трассу новый болид. В нем старые технологии соседствуют с новыми композитными материалами.

Предыдущий рекорд скорости для паровых автомобилей был установлен аж в 1906 году на доработанной машине марки Stanley Steamer. Пилот и конструктор Фрэд Мэрриотт собственноручно превратил массовую модель в гоночный болид, который смог разогнаться до скорости 204 (!) километра в час.

Это был последний результат, полученный на паровом автомобиле – больше подобная техника не выходила на старты чемпионатов и экспериментальных заездов. Рекорд Мэрриотта оставался недосягаемым более 103 лет.

Идея побить результаты заезда 1906 года появилась у Чарльза Барретта еще в 1997 году, однако до реализации своей затеи руки у него дошли только сейчас. Его гоночный болид под названием "Вдохновение", длиной 7,6 метра и весом в три тонны, "появился на свет" в начале этого года.

Паровой двигатель автомобиля состоит из двенадцати котлов, вода в которых нагревается газовыми горелками до температуры 400 градусов Цельсия. Пар крутит турбины, совершающие до 13000 оборотов в минуту, приводя в движение шасси болида.

Первые пробные заезды "Вдохновения" начались еще в июне, а буквально 20 августа в одном из таких испытаний Барретта смог догнать своего предшественника по скорости – 204 километра в час, а в неофициальных заездах даже заметно превзошел его – болид разогнался до 240 километров в час.

Официальный заезд, проведенный под контролем Международной автомобильной федерации (FIA), состоялся 25 августа.

Болид с паровым двигателем разогнался до 240 километров в час
Болид с паровым двигателем разогнался до 240 километров в час
В соответствии с правилами, установленными этой старейшей организацией (в текущем году исполняется 105 лет со дня ее основания), пилот обязан совершить два заезда – проехать в одну сторону, а затем вернуться тем же путем обратно. При этом второй старт должен состояться не позднее, чем через 60 минут после финиша первого заезда.

Это правило преследует сразу две цели. В том случае, если на первом этапе участнику помогал попутный ветер, то во втором заезде болид испытает сопротивление воздушного потока. Среднее арифметическое скоростей, зафиксированных в обоих случаях, и будет считаться итоговой оценкой.

Второй причиной существования подобного правила является возможность воспроизведения заезда. История погони за рекордом знает случаи, когда создавались автомобили, способные лишь на однократный разгон, после чего двигатель приходил в полную негодность. Поэтому FIA принуждает создавать такие аппараты, которые можно использовать повторно.

Чарльз Барретт достойно выступил в обоих заездах и показал результаты 219 и 243 километра в час. С учетом погрешностей его абсолютный рекорд составил 225,06 километра в час.

Чтобы преодолеть стандартную испытательную дистанцию в одну милю (1600 метров), "Вдохновению" пришлось совершить разгон длиной в 4 километра. Еще столько же занял тормозной путь болида.

Сам официальный заезд многократно откладывался по разным причинам – отказ проводки, плохая погода, неисправность клапанов... Однако Барретт и его команда преисполнены решимости продолжить гонку и уже на следующей неделе выжать из "Вдохновения" максимум, на который способен автомобиль – 274 километра в час.

Вместе с тем, многие автоконструкторы уверены, что добиться от парового автомобиля чего-то еще большего просто невозможно. До той поры, пока не будет изобретен новый, более эффективный способ преобразования энергии пара в движение, предел скорости в 300 километров в час не будет достигнут.

Читайте также на "Правде.Ру"

Автор Павел Урушев
Павел Урушев— редактор отдела науки интернет медиахолднга Правда.Ру
Обсудить