История создания и эксплуатации катамаранов

Морской колобок укатится от всех

Катамаран не спутаешь ни с какими другими морскими судами. Одно из самых древних изобретений — корабль с двумя корпусами, между которыми есть некоторое пространство. Известно, что такая конструкция весьма остойчива, то есть волнам ее труднее опрокинуть, а площадь палубы у нее очень велика. Однако такие суда почему-то все еще редкость. Почему?

Катамаран это… "связанные бревна"

О катамаранах знают, конечно, все. Другое дело, что мало кто знает о том, что когда-то катамаран имел только один корпус. Фактически катамаран в точном значении этого слова в переводе с тамильского это плот — "катту-марам" или "связанные бревна". То есть платформа из нескольких бревен, несущая один латинский или люгерный (рейковый) парус, рулевое весло и выдвигающиеся вниз доски-шверты. Родина таких судов — коромандельское побережье Индии, изобретатели — древние рыбаки Мадраса. Они вязали (и до сих пор вяжут) эти легкие, непотопляемые и остойчивые парусные плоты из нечетного числа (от трех до девяти) бревен. Центральное бревно толще остальных, носовой его конец заострен и слегка загнут вверх; остальные бревна прикреплены к среднему так, что носовая часть плота получается заостренной, как у пироги. Индийцы настолько мастерски владеют искусством управления таким плотом, что плавают на нем при любой погоде и даже ухитряются перескакивать через песчаные бары (наносы песка в устье впадающих в море рек), двигаясь со скоростью 20 узлов, т. е. 37 км/ч.

Очень похожа на катамаран и знаменитая бразильская жангада, о которой (а отнюдь не о каком-то там беспризорном мальчишке!) поется в популярном в СССР кинофильме "Генералы песчаных карьеров", снятого по роману Жоржи Амаду "Капитаны песка". Она тоже связывалась из нескольких тесаных бревен и за счет этого была и очень остойчива, и развивала приличную скорость!

Читайте также: 10 проектов DARPA улучшают орудия убийства

"Летучая проа"

Трудно сказать, когда и где вместо однокорпусных стали строить двухкорпусные суда. Неизвестно и по каким причинам — может, так было проще, а возможно, из-за того, что разделение одного широкого корпуса на две узкие половины удваивает их относительную длину и позволяет добиться заметного прироста скорости судна, недаром моряки говорят, что "длина бежит".

Секрет двухкорпусных судов был издавна известен полинезийцам. Вот, например, один из наиболее известных катамаранов Микронезии — летучее проа с Ландронских островов. Имея в длину 30 метров и более, с ткаными, наподобие циновок, парусами, это судно, широко применявшееся в качестве почтового, развивало при попутном ветре скорость до 20 узлов (около 37 км/ч) и буквально летело над волнами, обгоняя даже почтовые пакетботы (так в старину называли почтовые паровые суда).

Интересно, что главный корпус проа имел асимметричные обводы, а его наиболее выпуклый борт был обращен в наветренную сторону. В качестве аутригера — бревна-противовеса — использовался ствол дерева, имеющего значительную массу и небольшой запас плавучести. Летучие проа всегда ходили, имея аутригер с наветренной стороны, поскольку, окажись он с подветренной стороны, то даже легкого воздушного порыва будет достаточно, чтобы бревно-поплавок погрузилось в воду, а судно опрокинулось. Управление проа было сложным, требовало навыка и большого экипажа, который, перемещаясь по поперечным балкам аутригера, откренивал судно так, чтобы поплавок летал над водой совсем близко от ее поверхности (отсюда и пошло название "летучее проа").

Читайте также: На Черном море взовьются новые вымпелы

Катамараны начинают и проигрывают!

Однако они же научились строить и катамараны — лодки с двумя удлиненными корпусами, а европейские мореплаватели и судостроители пытались их конструкцию перенять. Так, в 1663 году в Англии проводились первые опыты с катамаранами, а в 1834 году в царской России был построен первый пароход-катамаран, который плавал по Неве. В 1850 году вошел в строй пассажирский паром-катамаран, а в 1874-ом — катамаран "Каталия", который перевозил через Ла-Манш до 1000 пассажиров. Однако этим, равно как и построенным позднее катамаранам не суждено было достичь больших успехов, и им не выпала честь открыть эру многокорпусных судов. Совершенно очевидно, что общество в то время еще не испытывало потребности в судах такого типа — однокорпусные суда справлялись со всеми задачами вполне исправно. Совсем по-другому обстоит дело сегодня. Новые виды грузов, требующие больших объемов и площадей грузовых помещений, и, особенно остойчивости, делают многокорпусные суда одним из самых перспективных типов судов будущего.

Катамаран особенно пригоден для научных океанографических судов, мореходных плавучих кранов или малых рыболовных судов, которые должны работать и на взволнованном море. Поскольку главные двигатели устанавливаются в каждом корпусе катамарана, мощность, подводимая к одному гребному винту, уменьшается вдвое, что позволяет повысить коэффициент полезного действия винтов. Заслуживают внимания также исключительно хорошие маневренные качества катамаранов

Но ни одно решение в области техники не дает только преимущества. Так же обстоит дело и с многокорпусными судами. Строительная стоимость их намного выше, чем однокорпусных. Кроме того, у катамаранов существуют специфические проблемы, которых нет у однокорпусных судов. Напряжения в связях соединительного моста между корпусами имеют место даже при плавании на тихой воде, а в сильный шторм могут быть так велики, что судно разломиться пополам. То есть особых выгод, которые бы позволили катамаранам конкурировать с обычными судами, у них нет.

Читайте также: Удастся ли скрестить ракету с вертолетом?

Лучшее судно для "водного мира"

Зато катамаранами и даже тримаранами (судами с тремя корпусами) являются практически все океанские гоночные яхты, которые несут огромную парусность и буквально летят по волнам, и при этом не опрокидываются! Неудивительно, что именно тримараном является судно мутанта-морехода из кинофильма "Водный мир" — на нем и места хватает, и парусность у него просто огромная!

Mнoгокopпусныe парусные суда этого типа особенно бурно стали развиваться в последнее десятилетие. Что послужило толчком к этому? Прежде вceгo, это возросшее количество международных copeвновaний. Вначале такие яхты допускались только к гонкам яхтсменов — одиночек через Атлантику, проходившие раз в три года. Теперь ежегодно проводится от 10 до 15 соревнований различного paнгa, в которых многокорпусники успешно конкурируют с судами традиционной конструкции. Только во Франции потребителю ежегодно предлагается около 110 различных типов крейсерских и гоночных яхт длиной от 6 до 24 м и около 70 типов спортивных (длиной З,5 м) катамаранов и тримаранов.

Боевые катамараны

Есть среди катамаранов и боевые корабли. Например, на Черном море в составе флота действует ракетный корабль на воздушной подушке проекта 1239 "Бора", заложенный в 1984 году на заводе в Зеленодольске под Казанью, и сданный ВМФ в 1989 году. В 1997 году он вошел в состав Черноморского флота, и с тех пор по совокупности боевых характеристик ему здесь нет равных. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных двигателя мощностью по 60 тысяч л. с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) — более 40 узлов. Высокая скорость позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой причине его не успевает догнать и торпеда. Для экономичного хода установлены два дизеля. Мореходность — до 8 баллов. В свою очередь на судне имеется 8 крылатых ракет, зенитный ракетный комплекс и артиллерийские установки.

Читайте также: Есть ли шансы у танка "Терминатор"?

А вот в США спущено на воду уже четвертое судно-катамаран "Фолл Ривер" класса "Спирхед" — многофункциональный высокоскоростной транспортный катамаран с малой осадкой будет перевозить грузы и до батальона бойцов между портами.

В длину он имеет 100 метров и весит немного больше 1500 тонн. Его четыре дизельных двигателя способны разогнать его до 45 узлов. Это даёт возможность легко и быстро перебрасывать войска и грузы даже в условиях отсутствия какой бы то ни было инфраструктуры, поскольку он может подойти очень близко к берегу.

Испанский "Нептун"

И вот этот-то свойство катамарана — подходить вплотную к берегу, использовали в Испании, в Каталонии, на побережье Коста Брава. Там катамаранам нашли очень интересное и перспективное применение: возить туристов между небольшими прибрежными городками и не просто возить, а сочетать перевозку с развлечением и с максимальными для них удобствами и комфортом. Наверное, всякий, кто отдыхал у нас на Черном море, видел наши прибрежные теплоходы такого же класса и слышал зазывные крики в мегафон: "Сейчас состоится часовая морская прогулка! Торопитесь, торопитесь!" Проблема, однако, с этими суденышками та, что волнение больше трех баллов они переносят с трудом, верхняя палуба у них узкая и всех желающих там сидеть не вмещает, а главное — подойти к берегу близко они не могут и… ржавые покосившиеся эстакады стали непременным атрибутом любого прибрежного черноморского поселка.

А вот на песчаном побережье Коста дель Соль и каменистом Коста Брава таких эстакад нет! А нет их потому, что компания "Dofi jet boats" как раз и эксплуатируют суда-катамараны и тримараны, имеющие особые "ложкообразные" носовые окончания, благодаря которым они подходят к самому берегу, да так, что прямо на песок с них автоматически опускается трап! Места подхода ограничены буйками, а так никаких уродующих пейзаж конструкций на берегу нет. Пассажиры, не замочив ног, поднимаются на борт (занимает это всего несколько минут!) и судно тут же отплывает и движется дальше! Палуба у них такая широкая, что там хоть пляши, поэтому и пассажировместимость очень велика и к тому же качка ощущается очень мало. Но главное — в подводной части обоих корпусов сделаны большие иллюминаторы, так что спустившиеся туда путешественники могут еще и обозревать удивительные панорамы морского дна, не говоря уже о красотах на побережье. Ну и конечно: тут тебе и бар, а в нем и знаменитый испанский хамон, и вино на любой вкус! Вот так испанские катамараны "выходят на берег" и… почему бы и нашим прибрежным судам не последовать этому примеру?!

Впрочем, вполне возможно, что так вскоре и будет. Люди все больше селятся в прибрежной зоне, несмотря на все устрашающие прогнозы по таянию льдов. В акватории таких морей, как Средиземное, Черное, Красное, Балтийское и Мексиканский залив такие суда — своего рода прибрежный морской автобус, — смогут конкурировать с перевозками на автомобилях по суше, и кто знает, может быть в недалеком будущем именно катамараны станут настоящими суда ХХI века за счет, прежде всего, своей массовости.

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить