Автор Правда.Ру

Атомный «КОТ» от холодов спасет?

В прошлую холодную зиму мне частенько вспоминалась картинка из журнала «Крокодил» десятилетней давности: женщина гладит белье допотопным утюгом на углях, на столе угольный же самовар, комнату освещает свечка. Дама обращается к мужичку, который греет руки у печки-буржуйки: «А все-таки здорово, что мы против строительства атомной электростанции выступали!» Ну прямо про нас карикатура, про северян...
Лет десять назад разговоры о строительстве в Архангельске атомной станции «завернулись» под напором взбудораженной местной общественности. Сегодня «атомная» идея, похоже, начинает находить реальное воплощение в намерзшемся за последние зимы Северодвинске, что в 30-ти километрах от Архангельска.
Это сообщение знающие люди (а таковыми в Северодвинске можно считать заводчан ГРЦАС (Государственного Российского Центра Атомного Судостроения), имеющих дело со строительством и ремонтом АПЛ, могут посчитать настоящей сенсацией. Да, по сути, так оно и есть. Итак, пару лет назад председатель постоянной депутатской комиссии муниципального совета Северодвинска по здравоохранению и экологии Н.В. Савельева получила обстоятельный положительный ответ на свое обращение в министерство по атомной энергии РФ, касающееся резервного теплоснабжения северных городов, имеющих статус военно-морских баз. Речь идет об использовании в качестве источника пара главные энергетические установки (ГЭУ) атомных субмарин, которые в этих самых городах-базах, в том числе и в Северодвинске, не знают, куда и девать.
Депутат Савельева приложила к своему обращению в Минатом технико-экономическое обоснование и предварительные расчеты по эксплуатации так называемого «Корабельного отопителя» (сокращенно «КОТ»), выполненные группой специалистов Севмашпредприятия, Севмашвтуза, Беломорской военно-морской базы, НИПТБ «Онега» и других организаций. Всего в творческую (точнее, в инициативную) группу нового проекта входит более 20 человек. Точно такие же обращения с приложением необходимых документов были посланы Савельевой не только в Минатом, но и в техническое управление Северного флота, ряд «подводно-атомных» проектно-конструкторских бюро («Рубин», «Лазурит», «Малахит»), ЦНИИ им. академика Крылова, РНЦ «Курчатовский институт», РАО «ЕЭС России», в Госдуму и множество других адресов, всех и не перечислить).
И первый ответ пришел из Минатома. Замминистра Б.И. Нигматулин пишет: «Предлагаю доработать материалы проекта создания опытного образца энергоисточника с использованием корабельного отопителя «КОТ» до уровня расширенного ТЭО для проведения квалифицированной технико-экономической экспертизы и принятия решения... Минатом готов оказать немедленную помощь в подборе консультантов и разработчиков». Столь активный «шаг навстречу» неизвестной в столице группе энтузиастов со стороны атомного министерства можно объяснить, по-видимому, несколькими причинами. Среди них есть и такая: по Указу президента РФ (еще бывшего, Б.Н. Ельцина) Минатому должны быть переданы все АПЛ, подлежащие утилизации. А кому в наше рыночное время охота содержать и обслуживать явно убыточные объекты? Хорошо бы хоть что-то с них поиметь, хоть то же тепло от реакторов. Ресурс ядерного топлива практически на всех лодках, подлежащих утилизации на американские деньги по программе Нанна-Лугара, не выработан, ГЭУ на ходу, экипажи обучены и так далее. Если использовать энергетические возможности этих АПЛ, то и разоруженческие договоренности РФ-США практически не нарушаются: американцы требуют в первую очередь демонтажа ракетных шахт с АПЛ, а на наши «недоэксплуатированные» реакторы им, в общем-то, глубоко наплевать.
Вообще-то проектов использования «безоружных», то есть лишенных ракет АПЛ, существует великое множество. Большинство из них предполагает использование атомных субмарин в качестве мобильных электростанций. КПД таких «атомных передвижек» крайне низок, не больше трех-пяти процентов. Кстати, АПЛ в таком «электрическом» качестве уже используют на практике очень давно. Например, в заполярных базах подводников. Сам очень хорошо помню, как в Гаджиево реакторы обоих бортов нашей АПЛ «заводили», чтобы отдавать электричество от автономных турбогенераторов на берег, спасая от размораживания бытовые системы жилого поселка. А в метельной Гремихе такие «боевые автономки» атомоходов вообще стали правилом.
Есть и проекты отдачи пара с АПЛ на берег. Но все они «замерзали» на уровне идеи, в некоторых случаях на этапе эскизного проектирования. Впрочем, может быть, такие проекты и есть, но жутко засекречены еще во времена СССР и широким массам (в том числе и мне, и инициаторам «КОТа») неизвестны. Главная тому причина, по-моему, экономическая: да просто до поры до времени (так и вертится в голове фраза: в «дочубайсовские времена»...) нужды в таких проектах не было. Худо-бедно не замерзали мы в собственных квартирах. Нынче холод думать заставляет. Кстати, и идея северодвинского «КОТа» начала реализовываться вышеупомянутой инициативной группой именно зимой. Депутат Савельева, как человек при какой-никакой власти, стала для группы энтузиастов своеобразным «административным ресурсом».
— Началась эта история после Мурманского форума в декабре прошлого года, посвященного 40-летию атомного ледокола «Ленин» и 60-летию Мурманского пароходства, — рассказывает Н.В. Савельева. — Я была участником интереснейшей конференции «Атомный флот: проблемы использования и утилизации». Северодвинску было сделано предложение о строительстве подземной атомной тепловой станции малой мощности (ПАТЭС ММ) Эта станция частично решала бы проблемы тепло- и электроснабжения. Но Минатом дал однозначное заключение: по геологическим условиям строительство ПАТЭС ММ в Северодвинске невозможно, слишком топкие у нас грунты. Но в перспективе было строительство других ПАТЭС ММ – только не подземных, а плавучих. (Сейчас этот проект уже почти запущен в работу.) Стало до боли обидно за наш замерзающий город... И тут появилась группа энтузиастов-заводчан с идеей «КОТа». Готовый замысел, разработки на уровне предварительного проектирования, грамотный бизнес-план. Увы, на месте, то есть в администрации нашего города, понимания идея пока не нашла. Было написано также большое письмо губернатору, внятного ответа тоже нет до сих пор. Пришлось «проталкиваться» дальше. С полуслова понял задумку северодвинский депутат Госдумы В.П. Лушин, бывший командир АПЛ, ныне покойный. Именно он приложил огромные усилия, чтобы документы по проекту «КОТ» дошли до думских комитетов по обороне, энергетике, транспорту и связи, науке и наукоемким технологиям, а также были доведены до специалистов Минатома, агентства по судостроению, департамента оборонного комплекса аппарата правительства РФ и многих других ведомств. Мы также направили документы по «КОТу» в администрации портовых городов: Большой Камень в Приморье, Петропавловска-Камчатского, Гаджиево, Полярный и многих других, где хорошо знают возможности атомных подлодок.
По имеющейся информации (мне пришлось много раз звонить в Заполярье), люди там не на шутку заинтересовались. И, наверное, удивились: почему до такой легкой идеи сами раньше не додумались? Ведь техническое решение просто до предела: от паропроизводящей части ГЭУ (атомные реакторы и парогенераторы) пар идет не на корабельную турбину для вращения винта, а через не очень сложный блок-переходник на берег для отопления заводов и жилых кварталов.
— По телеканалу ОРТ в передаче «Человек и закон» как-то выступил первый заместитель руководителя Минатома В.Б. Иванов, — рассказывает член инициативной группы проекта «КОТ» инженер-механик судовых атомных энергетических установок с Севмаша М.В. Котов (знаковое совпадение фамилии и названия проекта, заметьте!). — Он сообщил, что по годовой программе подлежат утилизации 18 АПЛ, на каждую необходимо 55,6 миллиона рублей. Но всего за один отопительный сезон каждая АПЛ с блоком «КОТ» заработает, по скромным прикидкам, куда больше! КПД у корабельного отопителя (по нашим расчетам) 74 процента. Стоимость в 70-100 раз ниже, чем у других проектов атомного теплоснабжения. За один отопительный сезон всего один «КОТ» может сэкономить от 1500 до 3500 вагонов угля (применительно к нашей ТЭЦ-1). Кроме того, надежность корабельных атомных ГЭУ (все-таки для военного флота строились!) на порядок превышает надежность наземных АЭС. Степень радиационной и экологической защиты корабельных реакторов тоже чрезвычайно высока. Создатели советских боевых АПЛ вводили в конструкцию корабельных реакторов столь огромную так называемую «поправку на дурака», что даже если хочешь — не сломаешь...
Сейчас реализация проекта «КОТ» находится на стадии сбора необходимых отзывов и согласований, ожидания ответов от заинтересованных ведомств. Есть, конечно, целая свора «но». Безусловно, нужны детальные анализ и экспертиза проекта «КОТ» специалистами: как бы не оказался он химерой вроде поворота сибирских рек (простите за скептицизм). Одного энтузиазма группы грамотных инженеров-энтузиастов здесь мало. Но все-таки: а вдруг идея окажется реальной?
По легенде, когда-то гениальный закон всемирного тяготения умница Ньютон открыл, когда ему яблоко на голову свалилось. Станет ли «КОТ» таким яблоком, скажем, для энергетического монополиста Чубайса? 

На снимке: может быть, когда-нибудь в качестве «динамо» и «печки» в северных портах будут использовать такие вот «КОТы», переделанные из АПЛ?

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

В Киргизии президент Сооронбай Жээнбеков подписал принятый ранее парламентом закон о списании долга республики Российской Федерации в размере 240 миллионов долларов.

Киргизия подписала закон о списании долга перед Россией
Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Флаг — не главное: сборную России выпустили на Игры-2018
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
В Варшаве объяснили, что означает жизнь без Украины
Названа главная причина развития слабоумия
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Нейтральный флаг нам в руки: как Россия заткнет рот Родченкову
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
В Варшаве объяснили, что означает жизнь без Украины
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Порошенко: наши "киборги" превзошли 300 спартанцев
"Ни фига не зарабатывают. Нормально?": помощник Путина обрушился на Роскосмос
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Порошенко: наши "киборги" превзошли 300 спартанцев
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры