Марсианский лазер разоблачит мошенников

Один интересный прибор, изобретенный британскими инженерами для того, чтобы обнаружить марсианскую жизнь, хоть и не попал на Красную планету, все же оказался полезен человечеству. Выяснилось, что с его помощью можно определить, является пищевой продукт натуральным или же это подделка. Вот так вот космические технологии и приходят в наш быт.

Многие из тех, кто не имеет прямого отношения к космонавтике и космическим исследованиям, часто задают один и тот же вопрос: зачем нужно тратить огромные деньги на осуществление космических проектов, если они не несут прямой пользы для человечества? Не лучше ли потратить эти миллиарды денежных единиц на решение действительно необходимых для людей проблем — создание новых лекарств, транспортных средств и т.п.? Некоторые высказываются более радикально: космос никогда не будет нужен человечеству, поэтому тратить столько сил и средств на его изучение — непозволительная роскошь. Особенно сейчас, когда мир раздирают сплошные экономические кризисы.

Читайте также: Плазма уничтожит все инфекции

Интересно, что в последнее время такие высказывания звучат все чаще и чаще, даже несмотря на то, что их авторы все больше и больше напоминают ту самую свинью под дубом из басни Ивана Андреевича Крылова. Хотя бы потому, что в промежутках между произнесением этих высокопарных фраз они смотрят спутниковое телевидение и пользуются GPS-навигаторами — а ведь создание всего этого было бы невозможно без освоения космоса. Ну и прогноз погоды тоже исправно смотрят и слушают, не подозревая о том, что большинство данных, необходимых для его составления, тоже поступают со спутников.

Примеров того, как люди пользуются плодами космических программ в быту можно привести еще много, однако дело даже не в этом. Потому что на самом деле любой исследовательский проект имеет множество "побочных эффектов", о которых его участники сперва могут и не подозревать. Думал ли кто-нибудь из создателей турбонагнетателей, которые исходно предназначались для того, чтобы загонять боевые самолеты на стратосферные высоты, о том, что их "детище" через некоторое время станут использовать для повышения мощности и КПД автомобилей самых разных размеров? А могли ли предположить отечественные разработчики покрытия космических ракет, что через некоторое время из созданных ими материалов будут делать клюшки для хоккея?

Я привел эти примеры для иллюстрации одного простого правила — на первых стадиях проекта даже те, кто в нем участвуют, не могут знать, каковы будут результаты. Ну, а уж о неспециалистах и говорить нечего — мало кто может оценить все те блага, которые сулит нам какая-либо научная программа. Причем иногда бывает так, что результаты, которые не удовлетворили самих ученых, работающих на проекте, могут быть ценными для специалистов из другой области, а неиспользованные в науке приборы произведут революцию в быту.

И вот вам один из таких примеров: несколько лет назад группа специалистов под руководством Дэмьена Уайдмена из лаборатории Резерфорда — Эплтона (Великобритания) создали прибор, который должен был обнаружить следы жизни на Марсе. Он представляет собой лазерный радиометр, способный достаточно быстро установить соотношение двух изотопов в любом органическом веществе — углерода-12 и углерода-13. Дело в том, что в организмах живых существ последний преобладает, и, следовательно, если при анализе какой-либо марсианской органики будет установлено, что его больше, то можно с уверенностью предположить, что это вещество было создано живым существом (или когда-то им являлось — если речь идет об останках).

Однако при подготовке миссии Curiosity на Красную планету от использования этого прибора все-таки решили отказаться — специалистам показалось, что он не особенно надежен в непростых условиях Марса. Тем не менее, его создатели вовсе не огорчились и решили попробовать радиометр в других областях. Они провели ряд экспериментов и выяснили, что с помощью данного прибора можно определить, является пищевой продукт натуральным или же это подделка.

Самые первые тесты были проведены на любимом лакомстве Винни-Пуха, то есть меде. Сначала исследователи сожгли несколько миллиграммов этого продукта, а далее при помощи лазера, излучающего на определенной частоте, проанализировали атомы углерода в полученном углекислом газе. Результат оказался поразительным: сразу же стало понятно, какой из образцов представлял собой натуральный мед, а какой — поддельный (в последнем из-за добавки большого количества сахара изотопа углерода-13 было на порядок меньше).

Исследователи утверждают, что таким образом можно проверить подлинность не только меда, но и многих других продуктов — например, шоколада, растительного масла или молока. И, что самое интересное, их радиометр куда более точен, чем те приборы, которыми сейчас пользуются для экспертизы съестного. Кроме того, установка весьма компактна, безопасна для окружающих и проста в использовании — в том, как она работает, может разобраться даже старшеклассник.