Бомба GBU-43B для бюджета не мама, а мачеха

Мать-бомба — большая мотовка

13 апреля 2017 года в Афганистане в районе Ачин недалеко от пакистанской границы американцы сбросили гигантскую бомбу GBU-43B весом 9,5 тонн, содержавшую 8480 килограмма взрывчатки Н-6, в 1,35 раза более мощной, чем тротил. Длина бомбы — 9170 миллиметров, диаметр — 1029 миллиметров.

Бомба относится к типу управляемых (корректируемых) планирующих. Система управления KMO-593/5 — инерциальная с коррекцией по сигналам со спутника. Управление осуществляется с помощью решетчатых стабилизаторов.

GBU-43B разрабатывалась по программе МОАВ — тяжелый боеприпас фугасного действия, а остряки в ВВС США окрестили ее Mather All Bomb (матерью всех бомб). Бомба была разработана в 2003–2004 годах и дважды испытана на полигоне во Флориде — 11 марта и 22 ноября 2003 года.

13 апреля 2017 года состоялось ее первое боевое крещение. По данным СМИ, убито от 36 до 90 боевиков, скрывавшихся в тоннелях, вырытых моджахедами еще в 1980-х годах на американские же деньги в ходе Афганской войны. Однако эта территория по-прежнему контролируется боевиками, которые утверждают, что убитых вообще не было.

Насколько страшной является "мать-бомба"? На наш взгляд, это великолепная реклама для фирмы-производителя, неплохое средство психологического воздействия на политиков и обывателей, но все неядерные супербомбы, включая GBU-43B, существенно проигрывают бомбам меньшего калибра по критерию эффективность/стоимость.

Обратимся к истории.

Бомба Маленький черт

Вот перед нами фото английской бомбы "Маленький черт", которую англичане весной 1918 года сбрасывали на германские города. Вес бомбы — 700 килограммов. Носитель — двухмоторный биплан "Хандлей Пайдж".

Во Второй мировой войне самой тяжелой сброшенной бомбой стала "Грэнд Слем" весом 10 тонн. Бомба проникающего действия несла 4144 килограмма взрывчатки и была снабжена косоугольными стабилизаторами, сообщавшими бомбе небольшое вращение (несколько оборотов в секунду) для увеличения точности попадания. Всего была выпущена 41 бомба, и все они сброшены с самолетов "Авро-Ланкастер" на бетонные укрытия германских подводных лодок и на железнодорожные мосты.

В Великой Отечественной войне самой мощной авиабомбой советских ВВС была ФАБ-5000, созданная в начале 1943 года. Она полностью не помещалась в бомбоотсеке Пе-8, и в полете створки люка закрывались лишь на треть. В бомбе содержалось 3361 килограмм взрывчатого вещества.

Первый боевой вылет Пе-8 с ФАБ-5000 состоялся в ночь на 29 апреля 1943 года. Бомба была сброшена на город Кёнигсберг. Это, разумеется, была больше пропагандистская, нежели военная акция.

В конце мая 1943 года две ФАБ-5000 были сброшены на город Могилев, а 4 июня — на железнодорожную станцию Орел. В июле бомбы сбрасывались на город Орел и на позиции германских войск на Курской дуге. Всего до весны 1944 года с Пе-8 было сброшено 13 пятитонных бомб.

Самыми мощным советскими фугасными авиабомбами были девятитонные ФАБ-9000М-54. Они содержали 4297 килограммов ВВ.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в Афганской войне. Так, только за три месяца 1988 года бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее, реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик. Так, радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 метров, а для ФАБ-9000, соответственно, 57 метров. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе 158 и 225 метров.

Бомба Косилка ромашек

Американской "бабушкой-бомбой", то есть "мамой" GBU-43B, стала BLU-82 по прозвищу "Косилка ромашек", весом 6800 килограммов. Бомба была специально создана для Вьетнамской войны. Ее первое боевое применение во Вьетнаме состоялось в 1970 году.

BLU-82 использовалась для проделывания проходов в минных полях и создания в джунглях посадочных площадок для вертолетов. Для этого бомба была оснащена системой воздушного подрыва, чтобы не создавать воронок. Она относилась к свободно падающим бомбам. Вопреки сообщениям ряда СМИ, BLU-82 не являлась объемно детонирующей бомбой.

Стоимость бомбы — 27,3 тысячи долларов в ценах 1970 года. Сброс производился с военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес".

Помимо Южного Вьетнама, 11 бомб BLU-82 были сброшены в ходе операции "Буря в пустыне". Первая бомба сброшена с высоты 1800 метров, как и во Вьетнаме, а последующие из-за опасения действия ПЗРК и ЗСУ "Шилка" — с высот 4900 и 6400 метров.

Еще несколько бомб — в 2001 году на талибов в Афганистане.

В 2002 году BLU-82 были сняты с вооружения. На их замену и были созданы GBU-43B. Главное отличие новой бомбы — более мощный заряд ВВ и, опять же, она не объемно детонирующего типа, а также в нее введена система коррекции при планировании.

Сброс GBU-43B также происходит через задний люк самолета "Геркулес" МС-130Е. Бомба на специальном поддоне выкатывается из люка и тормозится небольшим парашютом. Через короткое время парашют отстегивается. Максимальная скорость носителя на момент сброса — 400 километров в час, максимальная скорость "Геркулеса" — 650 километров в час.

По критерию эффективность/стоимость GBU-43B существенно ниже, чем отечественные бомбы объемно детонирующего взрыва ОДАП-500П и ОДАП-1500, хотя у них проникающее действие немного слабее.

На высотах 1800-3500 метров и "Геркулес", и бомба могут быть легко сбиты старыми 23-мм и 57-мм зенитными буксируемыми установками, не говоря уже о "Шилках" и ПЗРК. Но для противодействия "Геркулесам" и бомбам на высотах 6400 метров нужны более мощные артиллерийские и ракетные зенитные установки.

Вызывает удивление, что отечественные производители до сих пор не хотят заполнять большой пробел между существующими ПЗРК и тяжелыми, крайне дорогостоящими самоходными установками типа "Тор" и "Панцирь".

В локальных войнах суперсовременные самолеты типа F-35 вряд ли найдут широкое применение для поддержки войск на поле боя, а также для контрпартизанской борьбы. А для действия по дозвуковым штурмовикам, "Геркулесам" и другим военно-транспортным самолетам крайне необходимы дешевые разборные зенитные ракеты с двумя-тремя головками самонаведения (радиолокационной, инфракрасной, акустической и т. д.).

Такая ракета может разбираться на три и более частей (боевая часть, маршевый двигатель, стартовик и т. д.) и перевозиться на джипах, в конных, верблюжьих и людских вьюках, а затем собираться за две-три минуты. В таком случае можно получить дальность стрельбы до 15 и более километров, а потолок 10-12 километров. Подобные переносные ЗРК существенно снизят возможность действия авиации США и стран НАТО.

Читайте также:

Бомбы: "мама", "папа" и "маленькие детки"

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *