ПАК ДА - тяжелый бомбер на ближайшие полвека

Невидимка заменит Белого лебедя

Главком ВВС Дейнекин еще в 90-е годы прошлого века мечтал о новом бомбардировщике для замены самолетов Ту-22М и Ту-160, "многофункциональном среднем бомбардировщике, стратегическом самолете с большими ударными возможностями, меньшей заметностью и стоимостью". Его идея начинает воплощаться в металл. Считается, что такой самолет создадут в 2020 году.

В 1999 году было объявлено о начале работ над проектом стратегического бомбардировщика для замены Ту-95МС и Ту-160 (наши пилоты называют его Белый Лебедь, по классификации НАТО — Блэк Джек). По плану новая машина должна была быть готова к 2010 году. Однако к этому времени стало очевидно, что довести двадцатитонный двигатель АЛ-41Ф не удастся, и это закрыло путь в небо многим перспективным самолетам российских ВВС.

Позднее был сделан прогноз, что в период с 1992 по 2027 год Россия сможет себе позволить пять стратегических бомбардировщиков Ту-160 и 100 перспективных бомбардировщиков стоимостью около 100 млн. долларов за штуку. При этом цена разработки подобной машины могла составить 35 млрд. долларов. Тогда же в рамках этого прогноза был определен максимальный взлетный вес нового стратегического бомбардировщика, получившего обозначение ПАК ДА — не более 125 тонн. Неоднократно сообщалось, что первый полет нового самолета следует ожидать в период с 2015 по 2021 год. Тогда для выполнения программы строительства 100 таких бомбардировщиков до 2027 года темп сдачи новых машин должен достигать 10-12 самолетов в год или по одному самолету в месяц.

Читайте также: Российская "оборонка": забыть о советском?

22 декабря 2009 года командование Дальней авиацией ВВС России сообщало, что ПАК ДА заменит "и дальние, и стратегические бомбардировщики, и ракетоносцы" Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Также было заявлено, что новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025–2030 годах, и что ПАК ДА будет заменять и Ту-22М3, что говорит о том, что по своей концепции это сверхзвуковой всережимный стратегический бомбардировщик — что-то среднее между Ту-22М3 и Ту-160.

28 ноября 2013 года российские СМИ сообщали, что в сентябре 2013 года завершено согласование его проектов с Министерством обороны и уже в 2014 году начнутся полномасштабные конструкторские работы по проекту ПАК ДА.

Очевидно, что он должен будет решить сразу несколько важных задач: это и ответ на разработку "Регионального бомбардировщика" в США, и замена наших устаревших машин.

Насколько известно перспективный американский бомбардировщик начнет поступать в войска уже в 2018 году, что согласуется и с планами поставок ПАК ДА. Американская машина будет "промежуточной" до появления в 2030 году революционного самолета (насколько "революционного" пока еще никто не знает), и, соответственно, наш самолет должен будет также относиться к пятому поколению послевоенных машин.

Итак, какой же он будет — наш перспективный ПАК ДА?

Заявлено, что новый самолет продолжает идеологию Ту-160 и не будет подобен американскому бомбардировщику-невидимке B-2. При этом он вроде бы сможет взлетать с различных типов аэродромов, даже грунтовых и имеющих укороченные взлетно-посадочные полосы, нести обычное и специальное высокоточное оружие (ракетное и бомбовое), преодолевать любые системы противовоздушной обороны, действовать на любых театрах военных действий (сухопутных и морских), в любых погодных и климатических условиях.

Кроме того, при производстве нового самолета будут широко применяться технологии "стелс", понижающие эффективную отражающую поверхность. Но экономика страны сегодня такова, что слишком уж многого от новой машины ожидать явно не следует, поскольку высокая степень риска сейчас никому не нужна. Так же вопрос: если это будет высокоскоростной самолет, то… зачем ему садиться на грунтовые аэродромы? Данное требование явно избыточно и вряд ли есть смысл пытаться его реализовать. Для дозвукового самолета оно выполнимо, но опять-таки, а есть ли в этом смысл? Вообще, если военные это требуют или даже говорят об этом, то… не поминает ли это техническое задание, которое в свое время Г.К. Жуков выдал на истребитель МиГ-15 — разработать для него систему "безаэродромной посадки", которую так и не сделали ни тогда, ни впоследствии. Так что вопросов тут больше, чем ответов, как это в свое время было и с танком "Черный орел", а сейчас наблюдается и в отношении танка "Армата".

Читайте также: На Черном море взовьются новые вымпелы

Впрочем, опыта конструирования бомбардировщиков нашим конструкторам не занимать. И между прочим, словно в ожидании будущих перспектив и новых, совершенных и мощных двигателей, созданием таких самолетов занимались еще… германские авиаконструкторы в годы Второй мировой войны. Стоит вспомнить целую серию проектов дальних стратегических бомбардировщиков, начиная с Арадо Е 555 с шестью двигателями на "спине" у "летающего крыла" и двухкилевым оперением, и заканчивая самолетами типа "летающее крыло" братьев Хортенов, и "бомбером" Вилли Мессершмитта Р 1108 (чертежный номер IX-117), чтобы убедиться: все самое новое — это хорошо забытое старое. Полети Р 1108 сегодня — а у этого самолета, например, планировались четыре двигателя наклоненные на 10 градусов к продольной оси самолета для оптимизации тяги, гермокабина и скорость в 1030 км/ч., — он не выглядел бы анахронизмом, хотя сам проект был создан в 1945 году!

Так что если самолет планируется именно дозвуковым, то это вполне может быть и "летающим крылом" с двумя мощными двигателями, встроенными в него таким образом, чтобы снизить инфракрасную сигнатуру их выхлопов. Ну, а новые материалы, которых, понятно, не было в 1945 году, вполне позволят сделать его и более прочным и технологичным (особенно это касается углепластиков и сплавов на основе титана и магния) и точно также менее заметным для вражеских радаров.

Если скорость его будет дозвуковая, то "крыло" будет большого удлинения, если "сверх", то малого, и самолет будет походить на летающий треугольник. Воздухозаборники будут у него на "спине", килей, скорее всего, не будет, как и у американского В-2 "Спирит".

Относительно его вооружения сообщается, что "…Усовершенствованные самолеты будут вооружены стратегическими неядерными крылатыми ракетами Х-101 HПО "Радуга", а также их ядерным вариантом Х-102. Первые испытательные запуски ракет Х-101 проводились уже несколько лет назад. Масса такой ракеты — 2200-2400 кг, боевой части — 400 кг. Дальность действия 5000-5500 км, изменяемый профиль высоты полета от 30-70 м до 6000 м, крейсерская скорость 190-200 м/с и максимальная 250-270 м/с. Она оснащена оптоэлектронной системой коррекции траектории полета, и телевизионной системой наведения на конечном участке полета, что обеспечивает точность попадания в цель размером 12-20 м.

Читайте также: Военная форма и защитит, и оценит здоровье

По данным британских экспертов, которые всегда сообщают нам больше, чем свои, российские, для бомбардировщиков российской Дальней авиации создается новый вариант управляемой бомбы КАБ-1500 массой 1500 кг. Ну, а располагаться весь этот арсенал будет внутри в нескольких бомбоотсеках, которых в нем может быть до пяти: два сразу же за передней стойкой шасси, три следом и пять расположенных между стойками основного шасси, что обеспечит новому самолету максимально возможный подъемный боезапас.

Нужно отметить, что, как и в американской стратегической авиации, у нас курс взят на придание ракетоносцам способности наносить удары высокоточным оружием без захода в зону ПВО противника. И в случае с Х101 и Х-102 речь идет о том, что ракетоносцы смогут запускать их задолго до обнаружения их носителя современными системами ПВО, например, североамериканской системой HОРАД.

Возможно, что ПАК ДА это ответ на развертывание национальной ПРО территории США. Кто знает?

Главком ВВС, например, заявлял, что "ставка будет делаться на модернизацию самолетов, состоящих на вооружении, тем более что крупных изъянов у наших стратегических — Ту-160, Ту-95МС и дальнего — Ту-22М3 — бомбардировщиков за 20 лет эксплуатации не обнаружено, у них большой запас прочности и модернизационный резерв".

"Эти самолеты будут служить еще не 20 лет и даже не 50, а несколько больший срок", — подчеркивал он и говорил, что в результате уже осуществленной модернизации их боевые возможности резко выросли. "Например, в ходе бомбометания на полигоне с самолета Ту-22М3, которое проводилось после модернизации, отклонение бомбы составило буквально один метр, что говорит о его способности обеспечивать высокую точность поражения целей". Так что в принципиально новый самолет нам, в общем-то, пока особо и не нужен. Другое дело, что на перспективу нечто ему подобное всегда должно быть.

Видимо, так считал и директор департамента оборонно-промышленного комплекса министерства промышленности и энергетики РФ Юрий Коптев, подчеркивавший, что программа создания нового самолета Дальней авиации до 2015 года будет носить в основном исследовательский характер, что в этой области будет создаваться научно-технический задел, а стоящие на вооружении самолеты модернизироваться. Однако заявил он это в 2004 году, то есть десять лет назад, так что с тех пор эта точка зрения могла измениться и не один раз. Пока же у России есть арсенал ядерных ракет, есть много различных самолетов, которые в принципе надо бы заменять, но которые еще вполне работоспособны. А есть и множество социальных программ, которые тоже нужно выполнять, так что определить сегодня, что важнее, вещь даже более сложная, чем расчет нового самолетного крыла!

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру