Стоит ли пугаться китайских рельсотронов

Одной из последних новостей из области военных технологий стало сообщение о том, что в Китае так называемый рельсотрон, или "плазменную пушку", установили на корабль "Хайяншань" и собираются протестировать ее в стрельбе на море. Китаю не терпится стать первым, кто проведет такие стрельбы в истории вооружений на море. Ну что ж, все, что внове, интересно вдвойне. Вот мы сегодня и расскажем о том, что это все может означать и какие у данного проекта имеются в будущем перспективы.

А начать следует с того, что проекты электромагнитного орудия появились еще в годы Первой мировой войны. Самым впечатляющим образом описал действие электромагнитных орудий наш советский писатель-фантаст Александр Казанцев в романе "Пылающий остров" и даже самолично испытал его модель, стреляя из нее гвоздем. Но, как известно, от романа до реальности дистанция огромного размера.

В реальной жизни, а не в романе, приоритет в разработке такого орудия долгое время был у США. Там проводились разработки рельсотронов различной конструкции, были получены впечатляющие фотографии, на которых снаряд такого орудия пробивал толстенную бетонную стену, и даже заложены корабли типа "Зумвалт" с электродвижением. По сути дела, в США созданы готовые платформы-носители этого перспективного оружия. Ведь для выстрела из рельсотрона никого пороха не нужно. Зато нужно много электричества!

Однако пару месяцев назад в США вроде бы сделали заявление о бесперспективности проекта разработки рельсотрона и о свертывании работ в этой области. И тут китайцы, словно в пику неудачникам-янки, публично заявляют о том, что следовать их примеру не собираются и ставят такое орудие на десантный корабль "Хайяншань". И понятно, что ставят они его не для красоты, а чтобы из него стрелять, то есть планируют устроить первые в военной истории стрельбы из такой пушки на море. Таким образом именно Китай может оказаться первой страной в мире, которая испытала это оружие именно там, где его выгоднее всего использовать.

Имеется информация, что специалисты китайского ВМФ работают над орудием данного типа уже более десяти лет и смогли добиться определенных успехов. Во всяком случае на фотографиях китайской газеты China Daily видна установка на этом корабле массивной башни с не менее массивным стволом. Фотографии были, скорее всего, сделаны с берега реки Янцзы в центральном Китае. Газета также сообщает, что когда КНР проведет ее испытания, то она станет первой страной в мире, которая опробовала такую пушку непосредственно на море. То есть китайцы поставили это орудие на корабль с явно демонстративными целями и стремятся этим показать высокий уровень своих военно-технических достижений.

В принципе, ничего особо сложного в этом нет. Нет такой технологии, которую невозможно было бы купить за деньги, тем более очень большие, и воспроизвести, опять же закупив все необходимое оборудование за рубежом. Современный уровень развития технологий даже бедным странам позволяет легко "играть в кубики": взяли шасси от одного устаревшего танка и поставили на него башню от более современного, в которую запихнули электронику совсем уже современную, а к пушке приобрели ультрасовременные снаряды. Ну а Китай не относится к совсем уже бедным странам. Напротив, поскольку по воле природы на его территории находятся 90 процентов мировых запасов редкоземельных металлов, то на одной их продаже Китай имеет колоссальные средства, которые вполне может использовать для разработок самого современного оружия на сегодняшний день, по крайней мере в чисто пропагандистских целях.

Все эксперты однако согласны с тем, что для того, чтобы рельсотрон обосновался во флоте, необходимо сделать еще очень много и даже одно-два положительных испытания не решат ничего. Дело в том, что потребуются принципиально новые корабли с электродвижением, то есть приводимые в движение, как и подводные лодки, за счет электродвигателей с гребными винтами. При стрельбе вся мощность производящих электричество корабельных установок должна быть направлена именно на них. Вот почему традиционные суда с паровыми и газовыми турбинами и даже атомными двигателями будут нуждаться в дополнительных генераторах для выработки электрического тока и аккумуляторах для его накопления.

И вот это, кстати, главная проблема рельсотрона — ему необходимо огромное энергопотребление. Именно поэтому-то их изначально и планировалось ставить именно на кораблях. Ведь любой носитель такого орудия — это, по сути дела, мобильная электростанция огромной мощности!

Конечно, действие снаряда, выпущенного из рельсотрона при его попадании в мишень, выглядит очень эффектно: она просто испаряется. Не нужны снаряды, начиненные взрывчаткой. То есть отсутствует возможность их взрыва, а ведь хорошо известно, как часто в прошлом корабли погибали даже не в бою, а стоя на якоре в гавани из-за… взрыва собственных пороховых погребов по причине элементарной небрежности своей собственной команды. Боекомплект рельстронной пушки не может взорваться по определению! Да и порох для разгона снаряда не требуется: снаряд покидает его ствол за счет кинетической энергии.

Очень большая скорость снаряда рельсотрона обеспечивает ему большую дальность полета — 100-180 километров. Причем сбить такой снаряд никакая корабельная ПВО просто не сможет.

Выгоден рельсотрон как оружие еще и тем, что с его помощью можно будет сбивать неприятельские ракеты и самолеты на большом расстоянии от своего корабля. Вот только… как навести его снаряды с необходимой точностью? Корабль-то ведь качается на волнах! Так что на нем должны стоять исключительно эффективные и быстродействующие компьютеры и системы наведения. Точность стрельбы снарядом, не содержащим взрывчатку, при этом должна быть просто фантастическая. Конечно, в теории можно выстрелить и таким снарядом, который на траектории сближения с целью распадется на множество фрагментов либо будет представлять собой что-то вроде шрапнели. В этом случае цель встретит мчащееся ей навстречу облако металлических частиц, которое, конечно же, уничтожит все на своем пути. Однако пока еще такие снаряды в рельсотронах не опробовались.

Известно, что российским инженерам удалось разогнать опытный снаряд весом в три килограмма до скорости шесть километров в секунду. В США активно занимались рельсотронами с 2005 года по программе Velocitas Eradico. В прошлом году они впервые сумели произвести из рельсотрона подряд два выстрела. Но затем пошли сообщения (правда неофициальные), что конгресс и Пентагон разочарованы в этом виде оружия.

В прошлом месяце опять-таки пришло сообщение, что у нас в России Объединенному институту высоких температур РАН удалось в шесть раз поднять мощность рельсотрона и создать новый емкостный накопитель, с помощью которого тела массой 100 граммов можно будет разгонять до скорости более трех километров в секунду. Теперь все дело — увеличить эту массу так, чтобы она могла поражать серьезные цели, и к тому же сделать так, чтобы сам рельсотрон при выстреле не расплавился.

Но то, что есть в России и США, может представлять собой определенную проблему для Китая. Повторимся, можно собрать "из кубиков" самую современную экспериментальную машину или устройство. Можно их испытать, как, например, те же самые китайцы сделали с истребителем пятого поколения. Но сейчас всего этого мало. Нужно наладить серийное производство этого сверхсовременного изделия, нужно отладить производственный процесс, выстроить соответствующие логистические и технологические цепочки. Тех же истребителей пятого поколения китайцы штучно выпустили всего лишь несколько машин, а вот организовать их ритмичный выпуск пока не могут. Во всем этом куда больше PR, чем реальных технических достижений.

Ну, вот выстрелит это орудие, один раз, два, три — и что это даст Китаю? Приоритет? На уровне кухонных разговоров — несомненно, да. Но появятся ли там вскоре корабли-носители с электродвижением, способные обеспечить электропитанием установленные на них рельсотроны в течение нескольких десятков, а то и сотен выстрелов? Естественно, этого никто не знает. Никто не знает и того, а будет ли построен такой корабль (хотя бы один!) вообще и сколько времени и сил уйдет на его строительство. А если речь пойдет хотя бы об эскадре таких кораблей? Сумма, которая на это потребуется, выглядит просто запредельной, а, опять-таки, реально будет еще больше.

Читайте также:

Из электронной пушки — по астероидам

Рельсотроны: гора выдумок, правды мало

Каким будет российский эсминец ХХI века

"Неустрашимый" корабль для войны будущего

Оружие будущего — рельсотроны

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру