США работают над созданием морского беспилотника "Крачка"

Беспилотники США берут под контроль Мировой океан

Большинство военных экспертов сходятся во мнении, что за беспилотниками и будущее армии, и многих служб гражданского назначения. Совершенствование БПЛА идет семимильными шагами. Те же США работают над созданием БПЛА военного назначения "Крачка", который сможет действовать в любой точке мирового океана. "Крачка" будет базироваться на кораблях.

Мое знакомство с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) началось в далеком 1982 году, когда я работал на Пензенской областной станции юных техников (СЮТ). Собственно, генезис авиации этого направления шел, можно сказать, у меня на глазах. И какой же колоссальный прогресс в нем мы видим сегодня!

В то время среди популярных видов детского технического творчества, культивировавшихся повсеместно и, можно сказать, с размахом авиамоделизм занимал очень важное место. Ребята строили модели планеров, участвовали в соревнованиях по "воздушному бою", создавали летающие модели-копии исторических самолетов, как с двигателями внутреннего сгорания, которые свободно продавались в магазинах "Юный техник" (и так же легко выписывались по почте), так и с реактивными. Но последние обычно делали только в кружках, и то далеко не во всяких, а лишь на самых крупных и "передовых" СЮТ.

Был среди них и класс так называемых "таймерных моделей", которые соревновались на время парения. По сути, это были те же самые планеры, но только с мотором внутреннего сгорания. Это были компрессионные (с зажиганием от сжатия горючей смеси) и калильные (с зажиганием от питаемой током спирали) микродвигатели МК-12В, "Ритм" и другие, которые "затаскивали" модель в высоту, где и отключались, и она свободно парила в воздухе.

Но чтобы она в небе так и не осталась, на ее стабилизаторе крепился горящий бикфордов шнур (обычно самодельный), который по истечению положенного времени пережигал его крепление, тот изменял угол атаки и переводил ее на снижение. За три полета нужно было набрать максимальное количество очков, и победа тебе была обеспечена.

На соревнования по моделям этого класса съезжались ребята со всей области, и было видно сразу у кого модели лучше, а у кого — хуже. И вот как раз в 1982 году на очередных соревнованиях вдруг появились модели с корпусами из углепластика и крыльями обтянутыми пленкой, тогда как у других они по-прежнему были сделаны из деревянных реек и микалентной бумаги.

Результат "технического прогресса" был просто впечатляющим: две модели набрали максимальное количество очков, а вот у третьей фитиль погас, и она летала в небе… больше часа и улетела так далеко, что искать ее прошлось на автомашине. И это, подчеркиваю, "детская модель"!

А теперь давайте себе представим, что на ней стояла бы портативная телекамера, двигатель с топливным баком увеличенного объема и простейшая система радиоуправления. Тогда она поднялась бы еще выше и, не расходуя ни грамма топлива, парила бы под облаками незаметная для людей внизу, но при этом передавала оттуда панорамные фотографии. При самом простейшем оборудовании!

Прошло 33 года, БПЛА вступили в возраст Иисуса Христа и можно сказать, что парк их разросся просто до невероятных размеров, а совершенство превосходит всякое вероятие. Есть крошки, умещающиеся на ладони, способные летать всего 20 минут, но многое за это время успевающие сделать. Есть гиганты, под стать иному пилотируемому самолету, как например, американский "Предатор", который патрулирует границу с Мексикой и ловит тамошнюю наркомафию.

Уже сообщалось о посадке первого БПЛА на авианосец, так что речь идет о том, чтобы они могли летать не только над сушей, но и над морем! Есть просто разведчики, а есть и ударные аппараты, вооруженные ракетами. В новостях на нашем ТВ теперь тоже то и дело мелькают кадры с БПЛА — как их испытывают, как они уже приносят реальную пользу, и какие из них считаются перспективными.

Здесь нужно отметить, что опять-таки будущее у этих аппаратов может быть самым разным, но число их с каждым годом будет только возрастать. Почему? Да потому, что один какой-то аппарат "на все случаи жизни" создать не удастся! Очень большой и, соответственно, дорогой аппарат никто не будет использовать ради интересов какого-нибудь одного лесника, хотя патрулировать большие лесные массивы на предмет возгорания в летнюю жару экономически выгодно.

На поле боя и вовсе понадобятся самые разные аппараты, точно так же, как оружием на нем сегодня являются пистолеты, автоматы, пулеметы, гранаты, танки и гаубицы.

Допустим, прогресс в создании портативных фотографических аппаратов и систем связи сделает еще один шаг вперед и что тогда? Тогда вполне можно будет в массовом количестве "клепать" одноразовые — да, да, не удивляйтесь, БПЛА с крыльями и оперением из пенопласта, простейшим дешевым "движком" и столь же простой системой управления!

Взлетел с рук, поднялся повыше, "увидел" все, что надо, а когда срок работы истек — спикировал вниз и подорвался вместе с каким-нибудь военным объектом. Один БПЛА — один солдат противника! Сегодня это кажется дорогим "удовольствием", но… может быть уже завтра исходя из критерия "стоимость-эффективность" это будет вполне равноценный обмен. Пенопластовый БПЛА с одноразовой электроникой и зарядом взрывчатки в 60 г и полностью экипированный и подготовленный боец, ну, скажем, армии НАТО?!

А если штамповать такие БПЛА из углепластика? Тогда планер их будет дороже, чем у пенопластового. Но зато прочность у него будет не хуже, чем, если бы он был сделан из алюминия, при несравненно меньшем весе. Так что современные технологии сегодня позволяют создавать самые совершенные БПЛА прямо у себя в сарае.

И может быть очень скоро возникнет и БПЛА-хулиганство, а на аэропортах потребуется организовывать защиту не только от гнездящихся там птиц, но и пиратских, хулиганских и даже БПЛА-папарацци, при помощи которых они будут снимать прибывающих VIP персон. Какой-нибудь такой маленький, размером с воробья, для этой цели вполне подойдет!

Ну, а что касается крупномасштабных и серьезных разработок, то тут на одном из первых мест за рубежом и, в частности, все в тех же США находится аппарат "Крачка" — совместная программа между DARPA и ВМС США. Цель проекта — создать аппарат для базирования на малых кораблях, чтобы он мог запускаться с небольших площадок, но действовать от таких кораблей на большом расстоянии. Работают над проектом две компании: АэроВайронмент Инкорпорейтид и Нортроп Грумман корпорейшн.

Сегодня все это могут делать имеющиеся на борту вертолеты. Но они велики по размеру, могут базироваться только лишь на относительно крупных судах и, кроме того, не могут действовать без людей. Есть беспилотники, но ни один из них не настолько совершенен, чтобы действовать, причем эффективно, именно с малых судов.

Дэн Патт, руководитель программы DARPA, сказал, что "проект по созданию БПЛА "Крачка" ставит перед собой цель развивать прорывные технологии. Ну и к тому же действовать практически в любой точке мирового океана".

Две первые фазы проектирования рассчитаны на то, чтобы разработать "Крачку" и построить ее. В третьей фазе один исполнитель будет выбран для построения полномасштабной модели для начала наземных испытаний. Успешные испытания приведут к полномасштабным испытаниям на море, где запуск нового БПЛА будет осуществляться с платформы, которая сможет устанавливаться на эсминец или любое другое не слишком уж и большое боевое судно.

Правда, современный эсминец как раз не слишком большим уж никак не назовешь. Сегодня это настоящий крейсер начала ХХ века, но все равно проблема как расположить на таком корабле как можно больше беспилотников остается. Остается и проблема их посадки. Как об этом уже шла речь, можно сделать морской беспилотник одноразовым. Но это дорого. Можно, как на суше, опускать его после выполнения задания на парашюте. Но… купаться в море для БПЛА вообще-то вредно.

Лучше, чтобы он сам взлетал и мог затем приземлиться на "пяточке". И вот как раз этому-то и пытаются сегодня научить "Крачку". Поставить на этот аппарат цельноповоротное крыло с турбовинтовыми двигателями, экономичными и эффективными, сделать на нем поворачивающиеся винты? А может быть не усложнять конструкцию, а поставить винты просто на V-образное или Х-образное крыло и сделать так, чтобы взлетал он строго вертикально и также вертикально садился? В общем-то, какой будет "Крачка" никто не знает. Но работа идет и рано или поздно еще один беспилотник, но уже не сухопутного, а морского базирования отправиться на службу и к Марсу и Нептуну одновременно.

Читайте также:

Дирижабли вернутся в вооруженные силы?

Трансформер МиГ-31: из перехватчика в бомбардировщик

Как "беспилотник" СССР атаковал Европу

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить