Ходят слухи о разработке и принятии на вооружение новой боевой машины "Курганец-25"

Какой будет новейшая БМП

Недавно в Сети прошли сообщения о том, что российская армия отказывается от "королевы Аравийской пустыни", то есть боевой машины пехоты БМП-3. Но что придет ей на смену? Уже давно ходят слухи о разработке и принятии на вооружение принципиально новой легкобронированной боевой машины "Курганец-25", прототип будет готов уже к концу 2012 года.

Кстати, БМП-З была названа так потому, что, дескать, богатые арабы, которым всегда было из чего выбирать, закупили именно эту нашу машину, к тому же в больших количествах. Действительно, в настоящее время, по разным данным из открытых источников, на вооружении армии Объединенных Арабских Эмиратов находится от 415 до 652 боевых машин этой марки. А в 2011 году был подписан контракт на модернизацию 135 БМП-3 на сумму более 75 млн. долларов.

Вот БМП-3 и стала "королевой Аравийской пустыни", хотя справедливости ради надо заметить, что ещё раньше её у нас закупила Южная Корея, так что можно было бы назвать её и "королевой рисовых полей", но это, конечно, звучит не так эффектно. Сотни таких машин состоят на вооружении армий Алжира, Венесуэлы, Кувейта, Сирии. Саудовская Аравия намеревается закупить более 100 боевых машин.

Читайте также: Двустволка на гусеницах снова в бою?

Индонезия в ближайшие два года закупит у России около 60 БМП-3Ф (модификация для морской пехоты) на общую сумму более 100 млн. долл. Есть они и в армиях ряда других государств, хотя в странах СНГ — только единицы, например, в Азербайджане — одна, в Украине — 4. В Вооруженных силах РФ сегодня числится, по разным данным, не более 500 БМП-3 различных модификаций.

Во Всемирной паутине можно найти немало лестных отзывов о БМП-3, а также ее характеристик. А о её модернизированном образце отзываются ещё лучше. Судя по этой информации, БМП-3М представляет собой ещё более высокоманевренную боевую машину, которую вполне можно было бы даже назвать БМП-4. На ней установлен прицельный комплекс "Весна" с тепловизором, который существенно повышает эффективность применения вооружения, состоящего из 100-мм и 30-мм пушек, а также новой управляемой ракеты. Мобильность повышена за счет установки нового двигателя с турбонаддувом мощностью 660 л. с., универсального прибора водителя ТВК-1 и автомата переключения передач АПП-688. Двигатель УТД-32Т значительно увеличивает показатель удельной мощности машины и среднюю скорость на грунтовой дороге.

Уровень защищенности экипажа и пехотинцев также значительно возрос за счет установки комплекса оптико-электронного подавления "Штора-1". Он обеспечивает защиту от противотанковых управляемых ракет с полуавтоматической командной системой управления, использующих лазерную подсветку целей, а также от артиллерийского вооружения, имеющего систему управления огнем с лазерным дальномером.

Кроме того, на БМП-3М могут быть установлены дополнительные объемные броневые экраны для повышения ее баллистической защищенности от бронебойных пуль калибра 12,7 мм с дистанции 150 м при обстреле под любым углом. То есть, можно было бы сказать, что от добра добра не ищут, тем не менее, сегодня речь идет уже о разработке и принятии на вооружение принципиально новой легкобронированной боевой машины "Курганец-25", прототип которой её создатели готовятся получить уже к концу 2012 года.

Информацию о новой разработке распространило Специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ), входящее в состав Дивизиона спецпродукции и продукции двойного назначения концерна "Тракторные заводы". Сообщается, что будущая новинка представляет собой принципиально новую машину, которая должна стать основой для широкой линейки легкобронированной гусеничной техники. В то же время по требованию Министерства обороны РФ в ней должны быть учтены и все положительные качества предыдущих машин.

При этом защищенность экипажа должна подняться в разы. Кроме того, она должна будет преодолевать водные преграды сходу. Главная интрига заключается в том, какой новый облик будет придан новой машине, потому что пока известен только лишь её боевой вес, и то поступление новинки на вооружение ожидается после 2015 года.

Ну, а от закупок БМП-3 наша армия уже вполне официально отказалась, о чем ещё в 2010 году заявил замминистра обороны по вооружению, генерал армии в запасе Владимир Поповкин (ныне — руководитель Роскосмоса), причем высказался он о старой машине весьма негативно: "Нам очень надо беречь солдат. На БМП сегодня все ездят наверху, потому что в этом "гробу" никто ехать не хочет. Надо делать другую машину". Из-за этих слов сорвался контракт на поставку БМП-3 в Грецию на сумму в 1,5 млрд. долларов.

Однако, по большому счету он прав. Внутри нашей легкой колесно-гусеничной бронетехники ездить и в самом деле опасно, а, кроме того, на БМП-3 плохо проработана компоновка десантного отделения, из-за чего пехотинцу неудобно выбираться из машины. К тому же конструкторам не удается радикально для машин такого типа усилить уровень защищенности экипажа и десанта и одновременно увеличить её огневую мощь. В результате наши БМП-3 имеют едва ли не самый низкий в мире уровень защищенности. А это для армии, состоящей из контрактников-профессионалов, совершенно неприемлемо.

Создателям новой "тяжелой БМП" следует иметь в виду, что один из путей увеличения защищенности любой боевой машины заключается в уменьшении его внутреннего объема. Тогда на него пойдет меньше тяжелой брони, либо при том же весе ее можно будет сделать соответственно толще. Но… люди-то внутри танка ведь дышат! Причем человек вдыхает примерно восемь литров воздуха в минуту, да и выдыхает не меньше, вот только в его выдохе содержится много углекислоты.

Между тем достаточно всего лишь 1% CO2 в воздухе, чтобы это привело к потере работоспособности экипажа, а концентрация в 10% является для человека смертельной! Значит, требование частого обмена воздуха в танке и БМП входит в противоречие со скоростью его потока, подаваемого на рабочее место, — сквозняк в машине гарантирует пневмонию и другие простудные заболевания, а также аллергию. Но ведь в неё поступают еще и продукты сгорания от расходуемых боеприпасов, вот почему их своевременный отсос очень важен, иначе внутри будет вообще нечем дышать!

Нужен и достаточный внутренний объем, пусть даже ценой некоторого снижения защищенности. И еще важный момент, а куда девать фекалии? Ведь если в танке они копятся от трех человек, то в БМП их значительно больше! А уж то, что усталый и измученный человек вряд ли сможет действовать так эффективно, как тот, кто не устал и имеет под руками все необходимое для своей жизнедеятельности, очевидно. Поэтому, может быть, стоило бы подумать о том, чтобы… вообще не сажать экипаж БМП внутрь машины, потому что никакая броня его там все равно не защитит?! Ведь опыт локальных конфликтов уже показал, что пехота чаще располагается на БТР и БМП снаружи, чем внутри! Ну, так и давайте как раз такую машину и построим!

Устроена она будет так: в корпусе машины находятся только три человека - водитель, командир и оператор вооружения, располагающиеся в бронекапсуле в один ряд. Спереди и позади них все пространство машины представляет собой объем, заполненный пенополиуретаном и баками с горючим, — конструкцию, на которой в задней части машины расположен двигатель, опять-таки приподнятый над её днищем.

Над двигателем установлена поднимающаяся рампа, как на машине Дж. Тапа "Богомол", а на ней — небольшой полностью автоматизированный модуль с вооружением, который с её помощью может подниматься и опускаться. Вооружение может быть достаточно традиционным: пушка калибром 30 — 35-мм и два контейнера для реактивных снарядов, в то время как магазин к ней можно расположить не в самом модуле, а в рампе, что позволит значительно увеличить его емкость. Благодаря такой установке вооружения новая БМП сможет вести эффективный огонь из-за укрытий, оврагов, зарослей и заборов, в то время как поразить саму машину будет совершенно невозможно.

Однако главное в БМП - это все-таки её десант. Так как же быть с ним? А он будет располагаться по обе стороны от двигателя и рампы башни и находиться… в индивидуальных бронированных креслах на уровне надгусеничных полок. Каждое такое кресло будет представлять собой вращающееся "бронегнездо" с дверцей из массивной бронеплиты, надежно защищающей бойца от всех видов огня стрелкового оружия. Сам стрелок ведет из него огонь поверх этого бронещита, словно из-за бруствера окопа, так что только одна его каска и видна. Поэтому таким сиденьям не надо никакой вентиляции (хотя завеса из теплого воздуха из-под крыши с козырьком для зимы обязательна!), приборов наблюдения, ограничивающих поле зрения, специальных амбразур для стрельбы и вентиляторов для удаления пороховых газов.

Все простое и естественное — всегда очень эффективно и надежно! При этом каждый боец видит другого, не теряет "чувства локтя" и в случае необходимости может оказать помощь товарищу. Четыре таких бойца с каждой стороны смогут обрушить на противника ливень огня, в то время как стрелять в ответ по ним будет практически бессмысленно: в мотор не попадешь, а выводить при помощи РПГ бойцов этой БМП по одному — так никаких боеприпасов не хватит!

Ну, а как десантироваться? Открывать дверцу и прыгать? Нет, потому что в тяжелом снаряжении лишней нагрузки на солдата следует избегать! Просто все четыре сиденья с обеих сторон соединены вместе на одной балке, а уже её в этом случае прямо вместе с ними опускает на землю гидравлический манипулятор. Сразу всех и одновременно, так что времени на поочередное покидание машины через заднюю дверь не расходуется совершенно!

Такая конструкция машины обеспечивает ей практически 100% защиту от противоднищевых мин. Получается, что за один раз вывести её из строя абсолютно невозможно, в то время как она может вести бой не только в поле, но и в городе, обстреливать и верхние этажи зданий, и стрелять поверх заборов и баррикад!

Читайте также: "Боевой защитник" сразил своей меткостью

Вопрос только лишь в том, насколько столь инновационная конструкция может приглянуться военным и конструкторам, и смогут ли последние воплотить её в металл, а первые… побороть обычно свойственную всем военным традиционность во взглядах и суждениях?!

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить