Новый американский беспилотник

Беспилотник увидит и спасет. Даже в шторм

Американское агентство DARPA запустило программу Node ("Узел"). Ее цель — разработка малогабаритного летательного аппарата, способного нести до 600 фунтов полезной нагрузки и имеющего радиус действия от 600 до 900 морских миль от точки взлета. Новый БПЛА будет иметь такие габариты, что его можно с легкостью размещать на самых маломерных судах.

Наша цивилизация становится все совершенней, но мира и покоя это человечеству не приносит. В XXI веке люди по-прежнему ведут войны, стремясь застать противника врасплох, ударить его там, где он этого не ожидает. Но нельзя не признать, что немало военных разработок используется в мирных целях. Впрочем, это лишь подтверждает всю диалектичность бытия!

К сожалению, даже самые современные технологии не всегда могут своевременно оказать помощь людям. Вертолеты ограничены в дальности и времени полета, это связано с большими энергозатратами на обеспечение их полета. Самолеты, как пилотируемые, так и беспилотные могут летать дальше и дольше, но им для базирования требуются либо авианосцы, любо аэродромы с твердыми взлетно-посадочными полосами, причем, достаточной длины. Создание или развертывание и тех и других требует значительных финансовых затрат, не говоря уже о решении целого ряда проблем дипломатического характера и так без конца.

И вот для того, чтобы помочь преодолеть эти трудности и расширить возможности наблюдения за поверхностью суши с воздуха, известное американское агентство DARPA запустила программу Node ("Узел"). Цель ее — разработка малогабаритного летательного аппарата (БПЛА) для длительного нахождения в небе.

Причем самое интересное, что она предусматривает использование для базирования нового летательного аппарата малотоннажные суда, которых очень много. Это, несомненно, существенно понизит расходы на его эксплуатацию.

Сам проект будущего летательного аппарата назван в честь "крачки" — морской птицы известной своей продолжительностью полета (многие её виды способны мигрировать за тысячи километров каждый год). Новый БПЛА будет иметь такие габариты, что его можно с легкостью размещать на самых маломерных морских судах, включая рыболовные сейнеры и даже частные яхты. Дальность его действия при этом будет вполне сопоставима с дальностью полета самолетов палубной авиации.

Аппарат можно будет не только запускать, но и принимать обратно на корабль-носитель для повторного использования. "Это как возвращение сокола на руку хозяина, — заметил Даниэль Патт, руководитель данной программы DARPA. И это обстоятельство очень важно, ведь около 98 процентов территории земного шара лежит в пределах 900 морских миль от береговой линии океана. Включение малых судов, способных запускать такие аппараты по требованию позволит значительно расширить наше знание обстановки где бы то ни было, а это, несомненно, повысит способность быстро и оперативно узнавать обо всем, что происходит в горячих точках".

Читайте также: Беспилотники займутся разведкой для фермеров

Ознакомить потенциальных заказчиков DARPA планирует во вторник, 20 марта 2013 в конференц-центре агентства. Пока известно только то, что новому беспилотному летательному аппарату придется нести 600 фунтов полезной нагрузки и иметь радиус действия от 600 до 900 морских миль от судна.

Что же касается технических требований, то они включают в себя следующие условия:

— Разработка надежного запуска и восстановление работоспособности системы на таком уровне, который позволит очень большому числу небольших кораблей иметь этот БПЛА у себя на борту. Причем запускать его можно будет даже в условиях шторма;

— Аппарат должен иметь дальность, надежность и полезную нагрузку, сопоставимую с аналогичными показателями у новых наземных беспилотников, и в то же время, отвечать требованиям эксплуатации в морской среде, в частности обладать высокой антикоррозийной устойчивостью;

— Требования по эксплуатации и технического обслуживания должны быть предельно просты, а переделка конструкции судов-носителей лишь самой минимальной.

— Транспортный (и он же пусковой) контейнер для аппарата, чтобы он мог легко вписаться в ограниченное пространство на борту корабля, должен быть очень компактным, также как и устройство для его посадки.

DARPA планирует завершить разработку нового БПЛА в три этапа примерно за 40 месяцев, так что работы над ним сейчас уже идут полным ходом! Конечно, кому-то покажется, что в данном случае специалисты из DARPA все излишне усложняют. Ведь есть же космическая разведка, есть самолеты ДРЛО — дальнего радиолокационного обнаружения, легко замечающие даже небольшие группы вооруженных людей с расстояния в сотни километров.

Дыело в том, что стоимость полета одного такого самолета огромна, а со спутника все не разглядишь. А тут… какой-нибудь сейнер или контейнеровоз, оказавшийся поблизости от "объекта", сможет легко запустить к нему свой аппарат и получать с него информацию в режиме реального времени. И, главное — тут же передать её тем, кому она нужна!

Читайте также: Беспилотник-бабочка и беспилотник-колибри

Не заменим "Крачка" и для терпящих бедствие на воде, ведь таких аппаратов к их спасению можно привлечь гораздо больше, чем самолетов и вертолетов спасательной авиации!

Опять-таки кто-то скажет, что все это очень сложно и дорого, но… когда-то ведь и хронометр, и радиостанция, и радар считались на небольших судах совершенно непозволительной роскошью!

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить