Российский бизнес инвестирует в «водородное» будущее

В то время как идут масштабные сражения за природные ресурсы, наиболее прозорливые умы человечества задумываются о будущем. Каким оно будет лет через двадцать? Во что превратится ареал обитания homo sapiens? В радиоактивную помойку, окончательно отравленную продуктами сжигания углеводородов, или в пригодное для жизни пространство, где цивилизация сумела найти разумный баланс между потребностями человека и сохранением вмещающего ландшафта. И хотя в Сибири и на Аравийском полуострове насосы продолжают бесперебойно качать тяжелую жирную нефть, еще есть время задуматься и избежать всевозможных кошмаров индустриального будущего. Пока еще время на это есть.

Сегодня уже понятно, что слишком интенсивное развитие современной энергетики и транспорта ведет человечество к крупномасштабному энергетическому и экологическому кризису. Крупнейшие исследовательские центры потрясают воображение современников последними открытиями – нефти осталось на 20 лет, нет на 30. Наша надежда – газ и уголь. И т. д. И современники бездумно ужасаются или вздыхают с облегчением и бегут дальше. Хотя совершенно очевидно, что, если потребление углеводородов в мире будет расти такими же темпами, как сейчас, то лет через пятнадцать на планете просто будет нечем дышать. Никому. Поэтому у развитых стран сегодня есть куда более серьезные поводы не только разрабатывать альтернативные возобновляемые экологически чистые источники энергии, но и сдерживать экономическое развитие стран, чересчур близко подошедших к границам «золотого миллиарда». Тем более что источники традиционного энергетического сырья действительно тают на глазах. Как говорится, при всем богатстве выбора, никакой альтернативы пока что нет.

И действительно. После Чернобыля все надежды на «мирный атом» рассеялись как туман на рассвете. Конечно, реакция ядерного синтеза - это дешевый источник получения энергии. Однако совсем не безопасный. Да и отработанное ядерное топливо доставляет все больше хлопот. Существующие технологии его «вечного» захоронения слишком дорогостоящи и не гарантируют стопроцентной безопасности. Да и мест, где их можно спрятать без яростных протестов защитников экологии практически не осталось. Исследователи сходятся на том, что перспектива овладения дешевой и безопасной термоядерной энергетикой и её эффективного использования в ближайшем будущем весьма призрачна.

Сегодня весь мир начинает надеяться на новую панацею. Мир спасет водород – практически неиссякаемый возобновляемый источник энергии, утверждают ученые. Использование водорода в качестве основного энергоносителя приведет к созданию принципиально новой водородной экономики, станет научно-техническим прорывом, сравнимым по своим социально-экономическим последствиям с тем революционным воздействием на развитие цивилизации, которое оказали электричество, двигатель внутреннего сгорания, химия и нефтехимия, информатика и связь. Испуганное человечество охотно верит, но, как всегда, не особо вдумывается. Между тем, последние разработки водородных энерготехнологий, похоже, действительно слегка приоткрыли дверь в завтрашний день.

Так что же такое водородный источник энергии. Водородный топливный элемент это – электрохимический источник электрического тока, в котором осуществляется прямое превращение энергии топлива (водорода) и окислителя (кислорода), непосредственно в электрическую энергию. Напрямую. Без всяких процессов горения, во-первых, малоэффективных, а во-вторых, осуществляемых с большими потерями. По мнению исследователей, энергетический КПД водородной энергоустановки может быть значительно выше, чем у традиционных, и вполне может составлять до 90%.

Ячейка водородного топливного элемента состоит из пары пористых электродов, анода и катода, разделенных полимерной мембраной, в которой содержатся платиновые металлы. Испытания прототипа автомобиля с водородным двигателем показали, что килограмм водорода по калорийности эквивалентен примерно 4,5 литра бензина. И главное – никакого шума и гари, сопровождающих двигатели внутреннего сгорания и дизели!

Энергетические установки и электрохимические генераторы на основе топливных элементов могут применяться также в бытовых электронных устройствах (компьютерах, мобильных телефонах, видеокамерах и т.д.), утверждают сегодня ученые. Казалось бы – вот оно чудо, вот спасение!

Разработкой водородных источников энергии сегодня заняты сотни ученых в США, Японии и других странах. И никто пока не смог представить миру готовый к серийному выпуску промышленный образец. Существуют единичные экземпляры экологически чистых водородных автомобилей и автобусов. Но они пока стоят столько, что этих денег вполне хватило бы на оружейное оснащение флагманского крейсера. И в том, что лучшие умы пока не добились явных результатов, как ни странно, есть весьма удачный шанс для России.

Дело в том, что для производства водородных топливных элементов требуется значительно большие объемы палладия или других металлов платиновой группы, чем в настоящее время используют все промышленные предприятия мира. А почти 50% металлов платиновой группы в мире производят предприятия российской компании «Норильский никель». Поэтому нет ничего удивительного, что в «Норникеле» весьма внимательно следят за развитием водородных технологий. И подписание соглашения между «Норникелем» и Российской академией наук (РАН) по исследованиям водородных источников энергии – самый логичный шаг, какой только можно придумать. Это сотрудничество позволит уже обозримом будущем реализовать уникальные преимущества, которые сегодня есть у России.

В мире Россия сегодня воспринимается исключительно как экспортер природных ресурсов. И это действительно так. Порядка 60% российского экспорта – это нефть и газ. Но это совсем не значит, что так будет всегда.

Еще до начала перестройки советские ученые были пионерами в разработке водородных топливных элементов. 20 научных институтов РАН достигли значительных успехов в области водородной энергетики. Однако с наступлением эры Горбачева и Ельцина государство забыло о нуждах фундаментальной науки. Госфинансирования зачастую не хватало даже на выплату научным сотрудникам их нищенских зарплат. Но это не значит, что исследования совсем не велись и все достижения потеряны. Ежегодные инвестиции в размере нескольких десятков миллионов долларов, которые согласно договору с РАН осуществит «Норильский никель», вне всякого сомнения, позволят возродить научный потенциал страны и возобновить активную разработку водородных топливных элементов. Более того, активное курирование бизнесом отечественной науки позволит ликвидировать тот разрыв между фундаментальной наукой и промышленным производством оборудования, от которого так страдал Советский Союз.

По словам президента РАН Юрия Осипова, весьма отрадно, что интересы академической науки совпали с интересами крупного российского бизнеса. Соглашение послужит на благо всей России, уверен ученый.

Генеральный же директор ГМК «Норильский никель» Михаил Прохоров и вовсе уверен, что стратегическое значение этого соглашения трудно переоценить. «Оно станет той базой, которая сделает Россию из великой сырьевой державы великой технологической державой», - уверен г-н Прохоров. Потому что на его взгляд, у России сегодня есть два фундаментальных конкурентных преимущества: наука, которая и сейчас впереди планеты всей и «Норильский никель», который доминирует на мировом рынке палладия. Эти два компонента позволят сделать прорыв в области высоких технологий. Высокие технологии водородной энергетики уже в ближайшие 10 лет будут основой развития всей мировой экономики.

Так что у России, пожалуй, действительно появился реальный шанс не только занять престижное место в лучшем вагоне идущего в будущее поезда, но и, возможно, расположиться даже в кабине машиниста. Вместе с представителями самых передовых в научно-техническом отношении стран. Шанс, которым грех не воспользоваться.

Глеб Сосновский,
Специально для «ПРАВДЫ.Ру»

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
США взорвали атомную бомбу неизвестно где. Видео
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры