Дроны захватывают небеса мегаполисов

Беспилотники изменят городской ландшафт

Еще в 1952 году в своем романе "Город" американский фантаст Клиффорд Саймак описал перспективу гибели городской цивилизации из-за распространения дешевых и доступных вертолетов. Получив их, люди не захотели жить в скученности и духоте огромных мегаполисов и в буквально разлетелись кто куда. Приобрели себе усадьбы и стали жить среди природы и на свежем воздухе, а в город летать лишь только на работу.

Ну а потом у них появились еще и человекоподобные роботы, и города исчезли сами по себе, кроме разве что тех, которые сохранили в качестве музеев. Так ли это будет в ближайшем будущем неизвестно, но похоже, что подобного рода сценарий в связи с развитием беспилотных летательных аппаратов исключать нельзя!

"Летающие платформы" начинают и проигрывают!

В нескольких последних кадрах кинофильма "Туманность Андромеды" одна из его героинь показана летящей на дисковидной летающей платформе с поручнями — очень популярном в свое время предполагаемом в мире будущего персональном летательном аппарате. Внешний вид он имел такой: цилиндрический корпус, четыре ноги-опоры и поручень по периметру, чтобы держаться. Разве что еще небольшой пульт управления. А так — всё! И надо сказать что именно над такими "винтолетами" в 50-е годы работали довольно активно, рассчитывая, что в недалеком будущем они смогут конкурировать с автомобилями. Но не получилось. Почему?

Начнем с того, что они собой тогда представляли. "Летающей платформой" в то время называли аппарат с вертикальным взлетом и соосными винтами, которые были расположены в кольцевом канале. Разработку одноместных "летающих платформ" для армии начали в США, где в те годы этим занималась НАСА. Сначала пилотируемые платформы поднимались в воздух на привязи и при помощи сжатого воздуха, а затем уже и с помощью вращающихся роторов.

Аппараты взлетали, но эти "винтолеты" плохо держали горизонталь, поскольку управлялись по крену самим пилотом. Считалось, что если роторы находятся в основании аппарата, то пилот сможет управлять им с помощью "кинестетического" ощущения, то есть за счет инстинктивной реакции, направленной на сохранение равновесия. В "летающей платформе" пилот для того, чтобы повернуть машину в нужное положение, соответственно, наклонялся в требуемую сторону. Считалось, что такая система управления позволит пилоту научиться летать на таких платформах уже после нескольких тренировок. Но на деле это оказалось совсем не так просто, хотя сохранились фотографии, на которых пилот одного такого аппарата не только его пилотирует, но и стреляет при этом из автоматического карабина. Тем не менее программу закрыли, поскольку одноместная платформа с двумя соосными винтами, над которыми стоял пилот, оказалась не слишком-то удобной и небезопасной.

"Летающие джипы" выходят и уходят!

Тем не менее от идеи иметь летательный аппарат меньших размеров по сравнению с вертолетом американские военные не отказались и примерно в середине 50-х годов прошлого века заказали инженерам "летающий джип". Уже в конце в конце 1958 года был создан одноместный аппарат, имевший прямоугольную форму, с двумя роторами, расположенными в двух туннелях спереди и сзади. Вокруг корпуса находились резиновые обтекатели, а под роторами находились рули и трехколесное опорное шасси.

Такой аппарат управлялся не в пример лучше. Размерами он ненамного превосходил грузовик, так что военные его сразу так же и назвали — "воздушный грузовик". И начали опыты по установке на него безоткатных пушек и крупнокалиберных пулеметов.

Модель AirGeep II полетела в 1962 году. У нее один из двигателей был соединен приводом с колесным шасси, так что он мог ездить по дорогам как самый настоящий джип. Позаботились его создатели и о безопасности пилотов. Их сиденья сделали катапультируемыми, причем даже при нулевой скорости, что, разумеется, повысило привлекательность этого "джипа". Но военным в итоге он тоже не понравился, так как был неустойчив на некоторых режимах полета.

Квадрокоптеры начинают задавать тон

Между тем появление в 2000-е годы легких, но прочных пластмасс, современной надежной электроники и композиционных воздушных винтов, сделанных из нейлона и углепластика, не боящихся столкновения с птицами, позволило создать портативные аппараты квадрокоптеры, которые сегодня может купить едва ли не каждый. Применяются они и просто для забавы, и для фотосъемки с воздуха, и для проведения разведывательных операций.

При этом их устойчивость в полете автоматически поддерживается системой гироскопов. Многие из них имеют автоматическую систему управления, которая в случае потери сигнала с земли обеспечивает им спуск с безопасной скоростью. Более сложные модели могут и вовсе управляться через систему GPS. Однако размеры их невелики. Пока… Но что будет, если размеры такого вот квадрокоптера увеличить в несколько раз и посадить на него человека?

"Время для подобных самолетов пришло!"

Однако уже в последнее десятилетие ХХ века интерес к подобным машинам возник опять. Появился аппарат SoloTrek с двумя винтами в цилиндрических обтекателях и сиденьем для пилота между ними. Скорость аппарата достигала 95 километров в час. Интересно, что в его комплект вошел даже парашют, который раскрывался, если машина начинала падать! "Время для SoloTrek пришло!", — заметил его испытатель.

Вскоре после этого израильская компания Aero-Design & Development (AD&D) создала аппарат "Колибри", в котором для снижения веса конструкции широко применяются композиционные материалы. Силовой привод аппарата состоит из четырех поршневых моторов. Весит он около 115 килограммов, может находиться в полете 45 минут и перемещаться со скоростью 45 километров в час.

Фирма Millennium Jet ведет разработку аппарата с четырьмя винтами, двигателями большей мощности и большой дальностью полета. И похоже, что в итоге эта компания как раз и получит тот самый квадрокоптер, который сможет если и не покончить с городами, то во многом изменить их техносферу и быт людей. Дело в том, что проблема всех этих аппаратов заключается в том, что пилотировать их должны специально обученные люди, то есть пилоты. Научиться летать можно, но трудно и не всем это дано.

Квадрокоптер по вызову

Между тем уже сегодня ничто не мешает сделать квадрокоптер достаточно большой вместимости (допустим, четырехместный), он будет стабилизироваться в воздухе полностью автоматически, за счет гироскопов, а летать под внешним управлением! То есть если вам будет нужно куда-то полететь, вам достаточно будет ввести в память бортового компьютера конечную цель вашего полета, а он уже сам определит наиболее выгодные для этого маршрут, высоту и скорость, а затем сам, автоматически, свяжется с центральным диспетчером, чтобы этот маршрут был для полета освобожден. В этом случае все другие маршруты будут проложены с учетом ранее выбранных, поэтому никакие столкновения априори невозможны. При непредвиденных обстоятельствах аппарат немедленно прекращает полет и производит посадку либо в режиме авторотации, либо на встроенном в него парашюте. С таким "беспилотным аппаратом" вы сможете летать, "не умея летать", сможете спать от дома до работы во время полета, сможете полететь в любое место в городе и вокруг него, лишь бы там был установлен специальный посадочный маяк.

Правда, для этого понадобится на зданиях разместить посадочные площадки с крышами для защиты аппаратов от дождя и оборудовать внешние, если нет внутренних, лифты доставки людей наверх. Посадочные площадки должны быть установлены на крышах офисов и больниц либо предусмотрены на земле вместе со специальными гаражами. Вот тогда вы действительно сможете жить за городом на расстоянии, ну, скажем, 45 минут быстрого полета и каждый день не ездить на работу на авто, как это многие делают сегодня, а летать!

Аналогичным образом смогут действовать воздушные машины "скорой помощи", в которых будет место для двух врачей и одного больного, машины-эвакуаторы для массовой эвакуации пострадавших (один сопровождающий на пять-десять пострадавших), квадрокоптеры доставки скоропортящихся грузов. Будет ли это завтра? Кто знает? Но в том, что нечто подобное случится обязательно, сомневаться уже не приходится. К этому все идет!

Читайте также:

О беспилотниках, ДТП и пробках в небе

К нашествию дронов готовы? Не готовы!

Гуманное оружие — парализатор дронов

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить