Чудо-материал укроет так, что не почувствуешь

Помните сказку о принцессе из сказки Андерсена, которая всю ночь не могла уснуть из-за горошины, лежавшей под множеством перин и матрасов? Этого не могло бы случиться, если бы принцесса спала на простыне из особого материала, разработанного специалистами из Технологического института Карлсруэ. Он способен скрывать объекты… от нащупывания!

За последние годы исследователям удалось создать ряд метаматериалов, которые не пропускают свет, звук, тепло и так далее… Так, несколько лет назад японские ученые изобрели покрывало для маскировки. Специальные датчики, прикрепленные к поверхности, придают покрывалу тот же цвет, что и окружающие объекты, и частично препятствуют преломлению света. Поэтому, если человек надел такой плащ, то можно видеть другие предметы сквозь него!

В 2011 году группа ученых из Барселонского университета (Испания) во главе с Альваро Санчесом, совместно с коллегами из Словацкой академии наук предложила систему защиты объектов от воздействия магнитного поля при помощи ферромагнитного покрытия: из этого материала делаются, к примеру, обычные магнитики на холодильник… Предмет, находящийся под покрытием, становится непроницаемым для магнитных лучей. Таким образом, можно будет сделать более безопасной процедуру МРТ и… "обманывать" магнитные рамки, расположенные на вокзалах и в аэропортах.

Читайте также: Удивительные открытия, сделанные во сне

Но как можно скрыть предмет от прикосновений? Тем не менее, это возможно. "Плащ-невидимка" нового типа сделан из полимерного метаматериала, чьи свойства определяются особой структурой, — говорит один из разработчиков, Тимо Бюкманн. — Нам удалось построить вокруг объекта структуру, сопротивление которой меняется в зависимости от координат".

Структура покрытия состоит из тонких игл-конусов с соприкасающимися между собой верхушками. Причем размер точек контакта рассчитан с максимальной точностью: именно этот параметр придает материалу необходимые механические свойства. В итоге, если поместить под покрытие какой-нибудь предмет, то, трогая материал сверху, вы никогда не сможете его нащупать.

Так, экспериментируя, ученые поместили в полость под покрытием твердый цилиндр. Ранее, даже если цилиндр был покрыт губчатым материалом или хлопком, это не "спасало" его от нащупывания. Под чудо-материалом обнаружить цилиндрик исследователям так и не удалось.

Теперь о самом главном — о практическом применении открытия. Для чего это нужно? Ну, предположим, вы вынуждены спать на диване или матрасе, из которого выпирают пружины, или на полу, или на земле и камнях — мало ли какие бывают обстоятельства… Если у вас есть покрывало из материала, защищающего от нащупывания, то вы не ощутите никакого неудобства.

"Это напоминает сказку Ганса Христиана Андерсена "Принцесса на горошине", — прокомментировал Тимо Бюкманн. — В сказке чувствительная принцесса все же сумела почувствовать твердую горошину под сотней матрасов. Одного слоя нашего материала оказалось бы достаточно, чтобы принцесса спокойно проспала всю ночь".

Новинка может сделать более удобной обувь. Если в подошву ваших туфель снизу вонзится гвоздь, вы его просто не почувствуете, разве что он пронзит насквозь стельку из "суперматериала"…