Ученые нашли способ "загрузки" знаний в мозг?

Американские ученые заявляют, что практически нашли способ прямой "загрузки" знаний в человеческий мозг. Без зубрежки, без волевых усилий и тому подобного. Но возможно ли такое на сегодняшний день? Или речь идет об очередной бесполезной "революционной" методике (вроде изучения иностранных языков во сне)? Давайте разберемся в этом вопросе.

Очередной "революционный метод"

"Американские медики научились доставлять новые знания в мозг человека". Подобного рода информация появилась на днях в научно-популярных изданиях. Такие новости, конечно, вызывают оптимизм, но вот насколько они соответствуют реальному положению дел.

Нерадивые студенты наверняка уже размечтались о том благословенном времени, когда им не нужно будет прилагать особых усилий для запоминания учебного материала. 

Могли бы обнадежиться и невропатологи с психиатрами, ведь проблема потери памяти, знаний очень актуальна при амнезиях, старческом слабоумии, различных поражениях мозга воспалительного, травматического и сосудистого происхождения. Ведь в их руках могло бы появиться мощное средство для лечения таких больных! 

К сожалению, данные надежды на сегодня малообоснованны. Собственно, об этом пишут и сами авторы исследования. Да, в общем, иначе и быть не могло. Ведь чтобы знать, как "внедрять новые знания" с помощью хитрой электроники в мозг — надо точно знать, где эти знания находятся, какими механизмами регулируются и так далее. Последнее же пока — "терра инкогнита", "неведомая земля" нейропсихологии и нейрофизиологии. 

Электростимуляция

Суть же якобы "внедрения знаний в мозг" на самом деле заключается совсем в другом. Американцы просто применили технологии так называемого "трансчерепного возбуждения". То есть, воздействие на мозг слабыми токами с электродов, расположенных не внутри черепа, а на поверхности черепа.

Без использования достаточно опасных нейрохирургических операций и введения электродов через кровеносные сосуды, что тоже не всегда хорошо переносится больными.

Как пишут авторы разработки, такая стимуляция структур мозга "облегчает усвоение новых навыков". Но ведь, если разобраться, то любая образовательная методика (даже самая древняя) направлена на то же самое — облегчение усвоения новых знаний и навыков! Есть и чисто психотехнические методики — вроде обучения во сне или под гипнозом.

Но все вышеперечисленные методики объединяет одно: без усилий со стороны самого человека цена всем этим методикам ломаный грош. Даже пресловутое "изучение иностранных языков во сне" может облегчить запоминания иностранных слов — но никак не грамматических конструкций, правил построения предложений. Для последнего надо лично "мозгами шевелить".

Ну а в ситуации с электростимуляцией мозга неплохо бы все это сравнить с применением других стимуляторов. Например, с употреблением усиленных доз витаминов, ноотропов (лекарств, улучшающих память), да просто нормального сна и, скажем, прослушивания классической музыки? Вот тогда действительно можно было бы говорить с полным основанием о наличии какого-то "прорыва".

При этом уже сейчас понятно, что даже при электростимуляции мозга знания сами "не запрыгнут" в голову. Все равно нужна воля, энергия, интеллект. Так что нерадивым студентам, мечтающим получить знания на блюдечке с голубой каемочкой, снова придется подождать.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру