Патент Карлсона

Похоже, городской транспорт скоро заберётся уже не на второй и третий, а сразу на десятый этаж. Проще говоря – в небо. Воздушные автомобили, аэромотоциклы, ракетные ранцы из фантастических голливудских боевиков готовы перекочевать в повседневную жизнь. А вот готовы ли мы к этому? Инженеры американской корпорации "Миллениум Джет" в прошлом году испытали свой "SoloTrek" – одноместную вертушку с двумя винтами, типа "Карлсон в квадрате".

Пилот встаёт на специальные подножки, пристёгивается к аппарату и взлетает. Управлять полётом можно специальными ручными рулями и собственным весом. Небольшой нюанс: аппарат взлетел всего на полтора метра. Скептики в самой корпорации считают, что это очередная игрушка, энтузиасты же предсказывают новинке большое и светлое будущее: сначала спасатели, полиция и армия, затем – городской транспорт.

Пока американцы раздумывают, россияне (невиданный случай!) уже приняли на вооружение более продвинутую штуку. Речь о первом российском индивидуальном вертолёте "Юла" и его модификации "Ночная бабочка", которые уже прошли в этом году серийные заводские испытания. Их автор, Вячеслав Котельников из Омска, умудрился поместить реактивные движки в две лопасти винта над креслом пилота и преодолеть центробежную силу остроумным способом, позаимствованным у Леонардо да Винчи.

Многое в конструкции вертолёта, включая фотографию, – военная тайна. Но, судя по описанию очевидцев, – это некое кресло с пропеллером над головой и... пилонами для ракет. Летай и пуляй, как Джеймс Бонд.

Правда, Кавказ – не голливудская площадка, и намеченное военно-десантное использование "Юлы", честно говоря, представляется сомнительным: её можно сбить хоть из пистолета. А вот для спасателей модель более чем перспективна.

Другой претендент на воздушный городской транспорт будущего – так называемые летающие автомобили. Идея после войны носилась в воздухе, получив эффектное экранное воплощение в кинофильмах про Фантомаса и того же агента 007. Надо ли говорить, что полёты их фантастических авто были кинотрюками. Однако они породили "энтузиазм миллионов", пытавшихся в своих гаражах забацать "автолёты" в духе агента 007 путём "скрещивания" обычного автомобиля и самолёта.

Из всех претендентов на звание создателя автолёта наиболее близок к успеху американец Пол Моллер. Ещё в 1965 году он построил свой первый "летающий автомобиль", который слегка приподнимался над землёй. Десятилетиями экспериментируя с несколькими небольшими винтами наподобие вертолётных, но скрытыми в корпусе, Моллер дошёл, наконец, до своего последнего варианта – четырёхместного "SkyCar". В этом году Пол обещает на нём воспарить под облака, а затем пересадить на подобные машины всех автомобилистов.

Вдохновляющим примером для других конструкторов-мечтателей стал ковёр-самолёт из арабских сказок.

Этот пример не обескуражил израильтянина родом из России – Давида Метревели. Работавший в СССР над системами спасения по программе "Энергия-"Буран", в Израиле он несколько последних лет разрабатывает модификации летающих квадратных платформ разной вместимости с вертолётными винтами по углам. По идее, его платформа "Орёл" (Eagle) сможет подлетать вплотную к стене здания без опасности обломать винты и забирать прямо из окон людей, попавших в беду, или просто пассажиров. Беда же самого "Орла" в том, что порхает он лишь по сайтам Интернета.

Нашлись, однако, люди, которые посмотрели на индивидуальный воздушный транспорт кардинально: летать – так со свистом, как ракета. По страницам американских комиксов 1920–1940 годов порхал на своём реактивном ранце супермен Бак Роджерс. И "напорхал" кучу ранцевых фанатов. В фильме "Шаровая молния" (1965 г.) Джеймс Бонд рассекает небеса на ракетном ранце. Мало кто знает, что этот полёт героя – вовсе не кинотрюк. Дублёр Бонда – испытатель Билл Суитор – летал на самом настоящем ранце, созданном конструктором компании "Белл Аэроспейс" Уэнделлом Муром ещё в 1958 году. Чудо-ранец (его называли "ракетный пояс") на протяжении десятилетий служил национальной рекламной карточкой США во всём мире. Его демонстрировали в действии на международных выставках и ярмарках. Чуть позже, чем в Штатах, аналогичный рекламный ракетный ранец появился и в СССР. Увы, до настоящего времени ранцы производят дикий шум, они неустойчивы в воздухе, у них громоздкая защита от раскалённых газов за спиной. А самое главное – лететь без дозаправки на них можно считанные секунды.

После 11 сентября конструкторы самых разных "мини-леталок" принялись с удвоенной энергией рекламировать свои детища. Мол, подобные аппараты помогли бы спасти людей из горящих башен-близнецов. Неугомонный "автолётчик" Моллер уже получил кучу частных заказов на свой ещё даже не испытанный "Скайкэр", а федеральное управление авиации США всерьёз подумывает о выделении владельцам летающих авто безопасных воздушных коридоров. Допустим, технические задачи будут успешно решены. Что дальше? А дальше помимо ДТП начнут случаться ВТП – воздушно-транспортные происшествия, жертвы которых вместе со своей техникой посыпятся на наши головы...

Нет, определенно, прежде чем объявлять массовую запись в Карлсоны, Баки Роджерсы и прочие Бэтмены с Бабами Ягами, стоит тысячу раз продумать меры безопасности. Впрочем, ведь когда-то и паровоз, и автомобиль, и самолёт считались недопустимо опасными для окружающих...

Подробнее о воздушном транспорте будущего вы можете прочитать на сайте membrana.ru

Леонид Попов "Алфавит" (#29, 2002)

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/news/russia/22358-n/