Автор Правда.Ру

Патент Карлсона

Похоже, городской транспорт скоро заберётся уже не на второй и третий, а сразу на десятый этаж. Проще говоря – в небо. Воздушные автомобили, аэромотоциклы, ракетные ранцы из фантастических голливудских боевиков готовы перекочевать в повседневную жизнь. А вот готовы ли мы к этому? Инженеры американской корпорации "Миллениум Джет" в прошлом году испытали свой "SoloTrek" – одноместную вертушку с двумя винтами, типа "Карлсон в квадрате".

Пилот встаёт на специальные подножки, пристёгивается к аппарату и взлетает. Управлять полётом можно специальными ручными рулями и собственным весом. Небольшой нюанс: аппарат взлетел всего на полтора метра. Скептики в самой корпорации считают, что это очередная игрушка, энтузиасты же предсказывают новинке большое и светлое будущее: сначала спасатели, полиция и армия, затем – городской транспорт.

Пока американцы раздумывают, россияне (невиданный случай!) уже приняли на вооружение более продвинутую штуку. Речь о первом российском индивидуальном вертолёте "Юла" и его модификации "Ночная бабочка", которые уже прошли в этом году серийные заводские испытания. Их автор, Вячеслав Котельников из Омска, умудрился поместить реактивные движки в две лопасти винта над креслом пилота и преодолеть центробежную силу остроумным способом, позаимствованным у Леонардо да Винчи.

Многое в конструкции вертолёта, включая фотографию, – военная тайна. Но, судя по описанию очевидцев, – это некое кресло с пропеллером над головой и... пилонами для ракет. Летай и пуляй, как Джеймс Бонд.

Правда, Кавказ – не голливудская площадка, и намеченное военно-десантное использование "Юлы", честно говоря, представляется сомнительным: её можно сбить хоть из пистолета. А вот для спасателей модель более чем перспективна.

Другой претендент на воздушный городской транспорт будущего – так называемые летающие автомобили. Идея после войны носилась в воздухе, получив эффектное экранное воплощение в кинофильмах про Фантомаса и того же агента 007. Надо ли говорить, что полёты их фантастических авто были кинотрюками. Однако они породили "энтузиазм миллионов", пытавшихся в своих гаражах забацать "автолёты" в духе агента 007 путём "скрещивания" обычного автомобиля и самолёта.

Из всех претендентов на звание создателя автолёта наиболее близок к успеху американец Пол Моллер. Ещё в 1965 году он построил свой первый "летающий автомобиль", который слегка приподнимался над землёй. Десятилетиями экспериментируя с несколькими небольшими винтами наподобие вертолётных, но скрытыми в корпусе, Моллер дошёл, наконец, до своего последнего варианта – четырёхместного "SkyCar". В этом году Пол обещает на нём воспарить под облака, а затем пересадить на подобные машины всех автомобилистов.

Вдохновляющим примером для других конструкторов-мечтателей стал ковёр-самолёт из арабских сказок.

Этот пример не обескуражил израильтянина родом из России – Давида Метревели. Работавший в СССР над системами спасения по программе "Энергия-"Буран", в Израиле он несколько последних лет разрабатывает модификации летающих квадратных платформ разной вместимости с вертолётными винтами по углам. По идее, его платформа "Орёл" (Eagle) сможет подлетать вплотную к стене здания без опасности обломать винты и забирать прямо из окон людей, попавших в беду, или просто пассажиров. Беда же самого "Орла" в том, что порхает он лишь по сайтам Интернета.

Нашлись, однако, люди, которые посмотрели на индивидуальный воздушный транспорт кардинально: летать – так со свистом, как ракета. По страницам американских комиксов 1920–1940 годов порхал на своём реактивном ранце супермен Бак Роджерс. И "напорхал" кучу ранцевых фанатов. В фильме "Шаровая молния" (1965 г.) Джеймс Бонд рассекает небеса на ракетном ранце. Мало кто знает, что этот полёт героя – вовсе не кинотрюк. Дублёр Бонда – испытатель Билл Суитор – летал на самом настоящем ранце, созданном конструктором компании "Белл Аэроспейс" Уэнделлом Муром ещё в 1958 году. Чудо-ранец (его называли "ракетный пояс") на протяжении десятилетий служил национальной рекламной карточкой США во всём мире. Его демонстрировали в действии на международных выставках и ярмарках. Чуть позже, чем в Штатах, аналогичный рекламный ракетный ранец появился и в СССР. Увы, до настоящего времени ранцы производят дикий шум, они неустойчивы в воздухе, у них громоздкая защита от раскалённых газов за спиной. А самое главное – лететь без дозаправки на них можно считанные секунды.

После 11 сентября конструкторы самых разных "мини-леталок" принялись с удвоенной энергией рекламировать свои детища. Мол, подобные аппараты помогли бы спасти людей из горящих башен-близнецов. Неугомонный "автолётчик" Моллер уже получил кучу частных заказов на свой ещё даже не испытанный "Скайкэр", а федеральное управление авиации США всерьёз подумывает о выделении владельцам летающих авто безопасных воздушных коридоров. Допустим, технические задачи будут успешно решены. Что дальше? А дальше помимо ДТП начнут случаться ВТП – воздушно-транспортные происшествия, жертвы которых вместе со своей техникой посыпятся на наши головы...

Нет, определенно, прежде чем объявлять массовую запись в Карлсоны, Баки Роджерсы и прочие Бэтмены с Бабами Ягами, стоит тысячу раз продумать меры безопасности. Впрочем, ведь когда-то и паровоз, и автомобиль, и самолёт считались недопустимо опасными для окружающих...

Подробнее о воздушном транспорте будущего вы можете прочитать на сайте membrana.ru

Леонид Попов "Алфавит" (#29, 2002)

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: http://english.pravda.ru/main/2003/03/04/43987.html

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
О чем говорили Путин и Паролин — ЭКСПЕРТЫ
Google рассказал, что и как болит у россиян по запросам в поисковике
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Google рассказал, что и как болит у россиян по запросам в поисковике
Это всё: парад в день независимости Украины примет глава Пентагона
Родителям рассказали, как правильно выбрать школьную форму
Новый миропорядок: против России нет шансов — Владимир ГРОМОВ
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Искусственный интеллект и политика: грядут войны роботов и беспилотников?
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Литва "помогла" Украине летальным оружием советских времен
О чем говорили Путин и Паролин — ЭКСПЕРТЫ
МИД России рассказал, как Россия откажется от доллара
Басманный суд Москвы: дело Серебренникова
Самолет вертикального взлета: новое — это хорошо забытое старое
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове
Резня в Сургуте: все подробности атаки и комментарии экспертов
Ким Чен Ын "зауважал" Америку, Россия будет уходить от доллара и другие главные события 23 августа
Астрономы поймали сигнал от облака метанола в соседней галактике
Изучение языков вызывает прирост мозга
Оппозиция решила попиариться на Серебренникове