Каков вкус у "клонированного" шашлыка?

Можно ли получить мясо, не убивая животных? "Да", - отвечают голландские ученые и демонстрируют "мокрую свинину" - лабораторную репликацию живых клеток свиньи. Этим "гуманным" продуктом они мечтают накормить население Земли уже в ближайшие годы, а попутно решить экологические проблемы, вызванные массовым разведением домашнего скота.

Несколько лет назад ученые из Дании поставили первые опыты по клонированию животных клеток для создания продуктов питания. Эта серия лабораторных исследований, получившая название "Датский эксперимент", была поставлена на мышечных клетках золотой рыбки и привела к появлению клонированного "рыбного филе".

Эстафетную палочку у авторов тех исследований перехватил голландский Университет Эйндхавен, научная группа которого решила продолжить опыты на мясе млекопитающих. Под руководством профессора физиологии Марка Поста ученым удалось добиться деления мышечных клеток свиньи - миобластов. Они отвечают за процесс роста и развитие мышечного волокна, а также предназначены для ремонта поврежденных тканей организма.

198033.jpegЧитайте также "Свинья - самый близкий друг человека"

Миобласты были помещены в богатый нутриентами раствор. Обычно смесь этих питательных для клеток веществ дозированно доставляется вместе с кровью по сосудам. А при прямом погружении происходит лавинообразный рост клеточного деления, многократно увеличивающий объем и вес опытного образца.

Получающееся "мясо" нельзя назвать клонированным, поскольку для его получения используется прозаический процесс деления клеток. Ученые предпочитают называть его реплицированным и демонстрируют, что это самое настоящее мышечное мясо, пригодное для питания.

Вместе с тем, выращенная в чашке Петри "мокрая свинина" внешне не очень похожа на кусок грудинки или окорок - это скорее воздушное мясное пюре. Голландские исследователи говорят, что в таком виде оно годится, в первую очередь, для создания сосисок и колбас.

Сейчас Марк Порт и его коллеги работают над тем, чтобы научиться создавать из единичных клеток целые пласты ткани - более плотные и похожие на привычное нам мясо. Если им это удастся, то конечный продукт будет вызывать меньше подозрения у людей и может стать по-настоящему популярным.

198034.jpegУ "мокрой свинины" множество положительных качеств, которые позволяют голландцам надеяться на успех. Возможность производить мясо искусственным путем позволит сократить поголовье домашних животных, а, следовательно, и риски для окружающей среды - сотни тысяч животноводческих хозяйств в мире ежегодно вырабатывают миллиарды тонн углекислого газа и метана.

Важен и тот факт, что для создания "мокрой свинины" достаточно лишь образца мышечной ткани, который всегда можно взять у живой свиньи. Вегетарианские организации, призывающие к отказу от мяса, как продукта жестокого обращения и убийства животных, высоко оценили открытие Порта и его коллег и пообещали ему всестороннюю поддержку.

Открытие способа лабораторного производства мяса оказалось весьма кстати. По прогнозам Организации объединенных наций потребление мясной и молочной продукции к 2050 году должно удвоиться по сравнению с нынешним уровнем.

Необходимое для этого количество сельскохозяйственных ферм увеличит, в первую очередь, объем выбрасываемого в атмосферу метана, чье воздействие на глобальное потепление в 23 раза мощнее, чем у углекислого газа.

Но есть у "мокрой свинины" один довольно субъективный минус, который может перечеркнуть всю ее явную выгоду. Дело в том, что она не имеет ни вкуса, ни запаха мяса и вряд ли будет пользоваться популярностью у покупателей в магазинах.

"Нам нужно усовершенствовать наше "изобретение", но для этого у нас есть и время, и оборудование, - говорит Марк Пост. - Это "мясо" не несет вреда окружающей среде, а его внедрение может сократить убийства животных. Осталось лишь придать ей такие товарные качества, которые привлекут к ней внимание гурманов".