Новые отгадки загадки Тунгусского метеорита

Таинственный взрыв, прогремевший рано утром 30 июня 1908 года в районе Подкаменной Тунгуски, вот уже более ста лет не дает покоя исследователям. Недавно группа экспертов из Университета Болоньи обнаружила в центре озера Чеко, расположенного в восьми километрах от эпицентра взрыва, странную аномалию, которая может оказаться осколком небесного тела.

Тунгуска — это общее название трех крупнейших правых притоков Енисея: Верхняя (Ангара), Средняя (Подкаменная) и Нижняя. В районе Подкаменной Тунгуски возле поселка Ванавара 30 июня 1908 года около 7 часов утра наблюдали большой огненный шар, пролетевший над территорией бассейна Енисея с юго-востока на северо-запад (по альтернативным свидетельствам, тело имело цилиндрическую форму). Полет завершился раскатистым оглушительным взрывом, прогремевшим над глухой тайгой на высоте семь-десять километров.

Читайте также: NASA лишило Тунгусского гостя его тайны

Мощную взрывную волну зафиксировали обсерватории по всему миру. Вспышка света наблюдалась на огромном расстоянии — лопнувший шар превратился в огненный столб высотой около 20 километров. На территории более 2 тысяч километров были повалены деревья, а в домах, расположенных в сотнях километров от эпицентра взрыва, выбило стекла.

Как ни странно, за 13 лет никто так и не решился провести исследования на месте взрыва. Лишь в 1921 году энтузиаст и романтик, сотрудник Минералогического музея в Москве Леонид Алексеевич Кулик, случайно узнав о тунгусской загадке из листка старого отрывного календаря, всерьез загорелся ею. При поддержке академиков В. И. Вернадского и А. Е. Ферсмана он организовал первую экспедицию в район Подкаменной Тунгуски.

Кулик и его спутники собрали более 230 осколков общим весом свыше 200 килограммов. Но то были осколки метеоритов, ранее упавших в тайге. Кроме того, экспедиция обнаружила микроскопические силикатные и магнетитовые шарики, а также обломки породы с повышенным содержанием элементов, указывающих на возможное космическое происхождение этого вещества. Однако так и не было установлено, связано ли это с вышеуказанными событиями.

На сегодняшний день существует около 120 научных, околонаучных и псевдонаучных гипотез, объясняющих природу Тунгусского феномена. Самая распространенная из них — о падении метеорита (предположительно, железного), либо прохождении метеоритного роя — довольно быстро была поставлена под сомнение, так как не удалось найти метеоритные осколки.

Несмотря на сомнения в метеоритной природе взрыва, энтузиасты продолжают поиски кратера (или кратеров) в районе предполагаемого эпицентра. И не совсем безуспешно.

Так, в 1994 году участнику исследовательского объединения "Космопоиск" В. Ромейко удалось сделать удачную аэрофотосъемку района Подкаменной Тунгуски. На снимках четко видны очертания загадочного озера, расположенного в нескольких десятках километров от предполагаемого эпицентра взрыва.

Озеро округлой формы, его площадь — 200 на 250 метров. Берега водоема поросли лесом, где часть деревьев повалена… Поскольку тайга вокруг труднопроходима, это место ранее было практически никому не известно. Согласно гипотезе В. Ромейко, речь идет о заполненной водой воронке метеоритного происхождения.

Еще на один "метеоритный кратер" наткнулись в 2007 году исследователи из Болоньи во главе со специалистом по морской геологии Лукой Гасперини. Итальянцы обратили внимание на таежное озеро Чеко, лежащее в восьми километрах к северо-западу от предполагаемого эпицентра взрыва. Расположение водоема совпадает с траекторией полета гигантского тела, которое позднее без особых на то оснований стали называть Тунгусским метеоритом. Любопытно, что озеро Чеко не отмечено ни на одной карте, сделанной до 1929 года, а по свидетельствам местных жителей, до катастрофы 1908 года его просто не существовало…

В рамках проекта "Tunguska 99" Гасперини и его коллеги провели исследование озера на местности. Прежде всего, им бросилась в глаза его практически правильная полусферическая форма. Оказалось также, что дно водоема имеет форму конуса, а максимальная глубина его составляет около 50 метров. Это может свидетельствовать о том, что нечто огромное пробило в этом месте туннель и ушло в землю. Действительно, георадар зафиксировал некий крупный объект на глубине 10 метров ниже уровня дна озера.

Итальянские ученые предполагают, что "виновником" образования водоема стал фрагмент взорвавшегося космического тела. Вес "осколка" при этом составляет приблизительно 1,5×106 килограммов.