Невилл Флетчер, австралийский физик, предлагает остроумную теорию: музыка рождалась во время повседневных дел, при изготовлении необходимых для жизни предметов, на охоте и даже на войне

Музыка рождалась из звуков войны

Как наши предки додумались до изобретения музыкальных инструментов? Как впервые родилась музыка? Скорее всего, из подручных предметов, считают ученые. Невилл Флетчер, австралийский ученый на пенсии, предлагает остроумную теорию: музыка рождалась во время повседневных дел, при изготовлении необходимых для жизни предметов, на охоте и даже на войне. К примеру, идея изготовить колокола могла прийти людям во время битвы, когда они ударяли мечом о шлем врага.

Что натолкнуло человека на изобретение музыкальных инструментов? Об этом, как и о строении первых музыкальных инструментов, мы можем лишь догадываться: первые подобия барабанов и струнных изготавливались из кожи и внутренностей животных, а потому истлели много веков назад. Шанс сохраниться был лишь у первобытных флейт, которые делались из костей животных.

Читайте также: Музыкальная эволюция по теории Дарвина

Наиболее примитивным образцам таких флейт приблизительно 67 тысяч лет. При раскопках становищ первобытного человека ученые нередко находят в соседстве с каменными топорами и наконечниками стрел первые дудочки, сделанные из костей. В них просверлены отверстия — значит, человек каменного века уже додумался, как извлекать из этого инструмента различные по высоте звуки, закрывая и открывая дырочки "флейты". А это говорит уже о достаточном развитии музыкального сознания.

Один из первых артефактов, который напоминает дудочку, был найден на месте поселения неандертальцев. Ему от 40 до 60 тысяч лет. Флейты, насчет которых у ученых уже не было сомнений, появились в Китае 7-9 тысяч лет назад. А самые древние лиры и арфы обнаружены на раскопках шумерского города Ур. Они были изготовлены в 2600-2500 годах до н. э. Население Месопотамии также обладало довольно развитыми техниками изготовления духовых инструментов из тростника. Они так любили тростниковые флейты, что совершенствовали их на протяжении всего существования своей цивилизации.

Невилл Флетчер, бывший сотрудник Австралийского национального университета, на пенсии увлекся изучением физики и истории появления музыкальных инструментов. Флетчер предположил, что музыкальные инструменты человек изобрел, работая над насущными предметами: при изготовлении орудий охоты, оружия и предметов быта. Важную роль при этом играл материал, будь то полые кости животных, металлические предметы, бревна или тростник — каждая материя имела свой "голос".

Все начиналось с использования инструментов, созданных природой, говорит Флетчер. Свой национальный духовой инструмент диджериду австралийцы изобрели 10 тысяч лет назад, когда какому-то аборигену пришло в голову подуть в небольшой эвкалипт, внутреннюю часть которого выели термиты. Звук, который издавал проходящий сквозь эвкалипт воздух, пришелся по душе всему племени. Своеобразные звуки издавали при соударении раковины и камешки. Австралийцы выработали технику игры путем соударения палочек.

Представители других культур обратили также внимание на то, что можно извлечь неплохой звук, ударив тяжелой веткой по полому бревну. Изобретение барабана показывает, что человек открыл свойство пустых внутри предметов резонировать, увеличивать силу звука. Скорее всего, на это открытие тоже натолкнула случайность: кто-то ударил рукой или палкой по дуплистому дереву и заметил, что гулкий звук пустоты отличается от звука удара по целому стволу. В пользу этой гипотезы говорит сама форма первобытных барабанов: они представляли собой выдолбленный изнутри деревянный чурбан.

Позже первобытные люди додумались обтянуть верх инструмента звериной шкурой, которая позволяла издавать куда более разнообразные и громкие звуки. (Можно представить, что и эта догадка родилась, к примеру, во время свежевания и дубления шкур). Первым духовым инструментом, предполагает Флетчер, была раковина. В данном случае решающуюрольсыграл не столько материал, сколько форма, данная ей природой.

Начало бронзового века стало началом новой эпохи музыкальных инструментов. В руках человека оказались прочные и звонкие металлы и сплавы. Флетчер считает, что до музыкальных металлических инструментов — духовых, колоколов, литавр и тарелок — люди могли додуматься, изготавливая, например, оружие. Звуки самой битвы тоже могли натолкнуть людей бронзового века на мысли о прекрасном.

К примеру, замечает Флетчер, бронзовый шлем при ударе мечом звучит по-разному, в зависимости от того, есть ли под ним голова противника. Так могли быть изобретены колокола, предполагает ученый. Форма шлемов также влияла на частоту и продолжительность звука. Позже каждая культура выработала те формы колоколов, звук которых пришелся ей по вкусу.

Предшественниками других ударных инструментов, например, гонгов и тарелок, могли быть щиты, рассуждает исследователь. Предком струнных музыкальных инструментов также могло стать оружие. Тетива охотничьего или боевого лука — прообраз струны, недаром ведь говорят, что она "поет". Однажды кто-то прислушался к ее мелодичному звучанию и изготовил первый "мирный" струнный инструмент. Скорее всего, изначально он имел лишь одну струну. Позже к ней добавили еще несколько, и получилась арфа — один из древнейших и красивейших инструментов.

Чтобы усилить звучание и подарить инструментам более глубокий, красивый голос, изобретатели подключили резонирующие свойства дерева. Древесина усиливает звуковые колебания в одном направлении — вдоль волокон. Этим свойством объясняется красивое звучание фортепиано, гитары, виолончели и скрипки. Звучанию последней дополнительный эффект придает смычок.

Кстати, уникальное звучание скрипок Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери, увы, больше не повторить. Дело не только в уникальном даре мастеров, но и в том, что Гварнери и Страдивари пользовались древесиной своего времени. Немногие знают, что в XVIII веке Европа находилась в состоянии малого ледникового периода, существенно изменившего как климат, так и растения. Малым ледниковым периодом называют время относительного глобального похолодания, длившееся с XIV по XVIII века. Для сравнения можно сказать, что в нашей стране летом 1601-1604 годов морозы ударяли в июле-августе, на юге Европы в 1621–1669 годах замерзал пролив Босфор, а в 1709 году у берегов замерзало даже Адриатическое море.

По свидетельствам современников, во Франции и Германии птицы зимой замерзали на лету и падали замертво. Понятно, что такое изменение климата не могло не сказаться на флоре и фауне. Отразилось это и на строении древесины. Поскольку малый ледниковый период закончился в XVIII веке, а большинство существующих в наше время деревьев выросло позже, добиться того же звучания современных инструментов невозможно: древесина, из которой они изготовлены, имеет другие свойства.

Интересно, что сама чувствительность к музыке, похоже, досталась человеку от предков-животных. За восприятие музыкальной гармонии отвечают нейроны. Уже давно было доказано, что некоторые сочетания звуков нравятся или не нравятся людям независимо от возраста и наличия музыкального образования. В октябре прошлого года российские ученые обнаружили, что звуковые интервалы, которые кажутся человеку наиболее благозвучными (2:1 (октава), 3:2 (чистая квинта) и 5:4 (терция)), производят самые "приятные" для уха колебания.

Читайте также: Рейтинг самых противных вещей

Секрет в том, что в процессе восприятие этих аккордов слуховые нейроны успевают передать колебания и полностью восстановить потенциал до передачи следующего звука. Неблагозвучные, режущие ухо аккорды просто физиологически неприятны нашему мозгу.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Автор Яна Филимонова
Яна Филимонова — журналист и психолог, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить