И страусы спустились с небес

Долгое время  палеонтологи считали, что нелетающие птицы никогда не знали радостей свободного полета. Но исследователи  из Австралийского национального университета придерживаются другого мнения. Палеобиологи этого научного учреждения выдвинули гипотезу о том, что птицы спустились на землю, когда вымерло большинство древних хищников - динозавров.

200321.jpegПредпосылкой  к такому выводу послужили исследования гигантской нелетающей птицы моа, обитавшей некогда в Новой Зеландии. Доктор биологии Мэттью Филлипс из Колледжа биологических исследований Австралийского национального университета с удивлением обнаружил, что, хотя моа имеют общие со своими нелетающими родственниками генетические черты, их ближайшими кузенами оказались крошечные тропические птички из Южной Америки.

Это открытие, сделанное  пару лет назад, дало старт серии  научных исследований нелетающих птиц. Теперь биологи могут однозначно утверждать: африканские страусы, австралийские  эму, южноамериканские нанду и вымершие моа из Новой Зеландии потеряли способность летать независимо друг от друга. Это событие произошло примерно 65 миллионов лет назад, сразу после глобального вымирания динозавров.

Читайте также "Теория происхождения приматов поставлена под сомнение"

"Ранее считалось, что большинство крупных нелетающих птиц, называемых бескилевыми, имеют единых общих предков. Многие годы ученые руководствовались этим предположением и искали останки тех самых родоначальников, - говорит Мэттью Филлипс. - Но наше исследование продемонстрировало другой сценарий развития событий".

200322.jpegДействительно, когда полновластными хозяевами  Земли были динозавры, птицы предпочли подняться в небо, подальше от опасных  хищников. А чтобы их было сложнее  поймать, пернатые в большинстве своем обладали небольшими размерами. Когда  же динозавры вымерли, некоторые  птицы спустились на землю, где никто не мог им угрожать, а еды было в изобилии. Постепенно они  набрали вес, подросли и потеряли способность отрываться от земли.

У многолетней  загадки - как нелетающие птицы  оказались разбросаны по противоположным  концам земного шара, разделенным  водной преградой, оказался очень  простой ответ: их общие предки умели  летать. Если бы это было не так, то истоки происхождения страусов и эму пришлось бы искать во времена суперматерика Гондвана, когда Африка, Америка, Австралия, Антарктида, Мадагаскар и Новая Зеландия были единым целым - то есть 180 миллионов лет назад. С этой временной вехи начался распад Гондваны, который завершился только в конце Мелового периода (70-80 миллионов лет назад), еще до наступления Великого вымирания динозавров.

Исследование  Мэттью Филлипса и его коллег не только объяснило появление нелетающих птиц. В процессе расшифровки геномов различных бескилевых австралийским ученым удалось обнаружить, что, по крайней мере, страусы ведут свой род из Северного полушария, предположительно - из Европы. Поскольку работа над проектом еще продолжается, и анализ геномов некоторых "приземленных" птиц впереди, ученые уверены - их ДНК содержит в себе еще множество секретов, которые предстоит раскрыть.