30 женщин заселили целый Мадагаскар

Прародительницами нынешних жителей острова Мадагаскар было около 30 женщин, прибывших из Индонезии примерно 1200 лет назад, утверждают генетики. Прежние теории исходили из предположения, что индонезийские торговцы целеустремленно колонизировали Мадагаскар: остров представлял собой благоприятную гавань, расположенную на морском Шелковом пути.

Исследование ДНК показало, что 93 процента нынешнего коренного населения острова Мадагаскар, расположенного в 400 километрах от юго-восточного побережья Африки, имеют индонезийские гены, тогда как африканские — всего 7 процентов. Таково заключение международной группы специалистов из Индонезии, Новой Зеландии, США и Франции, которое опубликовано в последнем номере научного журнала Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.

Биолог Мюррей Кокс (Murray Cox) из Университета Мэсси (Новая Зеландия) и его коллеги проанализировали генетические образцы 2745 представителей 12-ти групп индонезийцев. Полученные хромосомные маркеры сравнили с данными 266 человек, принадлежащих к трем малагасийским этническим группам: охотников-собирателей микеа, полукочевых рыбаков везо и доминирующей этнической группы мерина.

Пока речь идет о 30 женщинах-прародительницах современных мадагаскарцев. Изучение Y-хромосом, которые передаются от отца к сыну, также указали на Юго-Восточную Азию как на прародину. Теперь Кокс хочет повторить генные исследования Y-хромосом, чтобы узнать, сколько же мужчин насчитывалось среди первых индонезийских поселенцев.

Читайте также: Великаны Пасхи с лицами индейских вождей

Еще до проведения генетических исследований историки полагали, что остров был колонизирован не самыми ближайшими соседями. Было известно следующее: Мадагаскар заселяли преимущественно не народы Африки, отделенной от него лишь Мозамбикским проливом, а выходцы из Индонезии, которая расположена в 8 тысячах километров к востоку. Одно из наиболее убедительных доказательств переселения коренится в малагасийском языке, на котором говорят мадагаскарцы. Он входит не в африканскую, а в малайско-полинезийскую языковую семью.

Среди других косвенных свидетельств индонезийского происхождения малагасийцев обычно называют наличие у последних традиционных для народов Индонезийского архипелага лодок с балансирами, которые разительно отличаются от африканских. Музыкальные инструменты мадагаскарцев тоже типичны для народов Юго-Восточной Азии, а не Черного континента.

Новые данные заставили ученых пересмотреть традиционную точку зрения, согласно которой, Мадагаскар в течение длительного времени заселяли индонезийские торговцы, постепенно продвигавшиеся вдоль побережья Индийского океана. Авторы научной работы предположили, что первыми колонистами стала небольшая группа счастливо избежавших гибели в море людей. Вероятно, это произошло случайно.

Индонезийские торговые суда в середине первого тысячелетия нашей эры могли вмещать до 500 человек. Вполне возможен такой сценарий: часть плывших на корабле погибла при кораблекрушении, а выжившие добрались до безлюдного острова и поселились на нем. На спонтанный характер образования первой колонии, по мнению специалистов, указывает небольшая численность праматерей.

В пользу этой версии свидетельствует и характер мощных океанских течений в районе Мадагаскара: к нему прибивало даже крупные фрагменты кораблей японской флотилии, разбомбленных союзниками в ходе Второй мировой войны.

Заселение Мадагаскара, как показало компьютерное моделирование, могло произойти примерно в 830 году. Это был период расцвета морской торговой империи Шривиджая (Sri Vijaya) с центром на индонезийском острове Суматра. Западные историки сравнивают это буддистское государство с Ганзейским союзом.

У критиков версии случайного заселения Мадагаскара тоже хватает аргументов. Три дюжины женщин, которые не планировали колонизировать чужие земли, вряд ли могли обеспечить культурную преемственность на протяжении веков. И если течения помогли одному судну прибиться к побережью острова, задаются вопросом несогласные, так почему же они на этом остановились и перестали доставлять на Мадагаскар других невольных и непрошеных колонистов?

Начиная с августа 2003 и до 23 февраля 2004 года на паруснике "Борободур", названном так по имени древнего яванского храмового комплекса, проходил научный эксперимент. Организаторы экспедиции хотели доказать, что в первом тысячелетии новой эры индонезийцы регулярно плавали к побережью не только Южной Африки, но и поднимались на север вдоль западного побережья Африк, возможно, до нынешней Ганы.

Индонезийские мастера построили "Борободур" на основе пяти изображений древних судов, дошедших до нас на барельефах одноименного храма. При постройке они использовали лишь те материалы и инструменты, которые были доступны судостроителям в 8 веке. На таких кораблях торговцы из Индонезии везли в Африку шелка и пряности в обмен на железную руду и слоновую кость. Мореходы рассчитывали, что при благоприятных условиях они дойдут до Мадагаскара с остановкой на Мальдивах всего за месяц.

Читайте также: Австралийские аборигены - древнейшие мигранты

Экспедиция прошла успешно — парусник без особых проблем дошел до Мадагаскара, а после обогнул Африку и завершил свое плавание в Нигерии. Получается, что возможность совершить такое путешествие у купцов империи Шривиджайя была. Хотя, как и в случае со знаменитыми плаваниями Тура Хейрдала, этот эксперимент не доказывает, что такие путешествия реально совершались. Ведь, в отличие от современных ученых, тогдашние мореплаватели не имели под рукой надежных карт.

Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Пожар в Ростове: причины, условия и последствия — Максим ВИНТЕР