Океаны Марса времен молодости Солнечной системы

Доказательств того, что на Красной планете было много воды, уже более чем предостаточно. Теперь астрономы-планетологи пытаются восстановить картину Марса в прошлом, когда его поверхность покрывали жидкие водоемы. О том, какие моря и океаны омывали берега марсианских континентов, «Правда.Ру» побеседовала с сотрудником Института космических исследований РАН, доктором физико-математических наук Павлом Дягилевым.

197779.jpegПрограммисты из Университета Северного Иллинойса создали уникальную компьютерную программу, которая позволила смоделировать водный мир Марса. Используя данные картографических экспедиций, ученые воспроизвели трехмерный глобус планеты, где учли все особенности рельефа.

Эта работа стала первой полноценной попыткой восстановить внешний облик Марса и представить его таким, каким он был миллиарды лет назад, до потери магнитного поля и атмосферы. С помощью компьютерной модели ученым из Университета Северного Иллинойса и их коллегам из Института планетологии и селенологии удалось сделать ряд открытий.

Читайте также "На Фобос завезут жизнь"

Например, полученные данные высокой точности позволили увидеть и оценить всю систему так называемых марсианских каналов. Оказалось, что она гораздо сложнее, чем считалось ранее, а общая протяженность составляющих ее каньонов в 2,3 раза больше.

Но главным результатом совместной работы американских институтов можно считать карту водных массивов древней планеты. На ней наглядно видно, что давным-давно там был огромный океан.

Ученые использовали не только компьютерную программу, но и другие источники информации о состоянии почвы у предполагаемых береговых линий.

Предположив, что те подвергались эрозии (подобно тому, как это происходит с оврагами и морскими обрывами на Земле), планетологи закрасили на карте Марса покрытые водой участки.

Оказалось, что океан занимал большую часть северного полушария и примерно треть от всей поверхности планеты. Остальная же территория Марса находилась под воздействием сухого сугубо континентального климата.

Тот факт, что океан располагался в северной части планеты, объясняет малочисленность каналов в районе южного полюса: осадки, доносимые сюда через горные массивы, не обладали достаточной силой, чтобы размыть породу.

197778.jpeg«Заметьте, что при движении над поверхностью с севера на юг русла становятся все мельче и мельче, - рассказывает профессор географии Университета Северного Иллинойса Вей Лю. - Дожди шли над сушей только вблизи самого океана, что объясняет образование опоясывающей системы каналов преимущественно в районе экватора».

Действительно ли Марс был планетой с огромным океаном и разветвленной сетью каньонов-«каналов»? Об этом корреспондент «Правды.Ру» поговорил с планетологом, сотрудником Института космических исследований РАН, доктором физико-математических наук Павлом Дягилевым.

«Уже не вызывает сомнений тот факт, что древний Марс времен молодости Солнечной системы не был похож на ту безжизненную пустынную планету, которую мы наблюдаем сейчас, - говорит Дягилев. - У него была атмосфера, и нельзя отрицать наличия в прошлом и крупных водных массивов.

Особенности строения поверхности - плоские равнины с котлованами на севере и горные хребты на юге, увеличивающиеся при приближении к полюсу, - хорошо сочетаются с версией американских ученых о большом северном океане. Это также объясняет не только местоположение марсианских каналов, но и является ответом на ряд других вопросов о формировании современного облика Марса.

Несмотря на то, что теория существования воды на планете была впервые подвергнута проверке еще в 1971 году, когда спутник Mariner 9 обнаружил каналы, окончательное доказательство до сих пор не приведено.

Нам предстоит дождаться серии исследовательских миссий, которые состоятся в ближайшие десять-пятнадцать лет, и посмотреть, что они дадут. В задачи отправляемых зондов будет входить не только поиск воды и простейших органических соединений типа РНК, но и изучение палеографии Марса - то есть воссоздание того, как он выглядел миллиарды лет назад».