Через 100 миллионов лет динозавров посадили на диету

Ученые из Университета Виржинии пересмотрели существовавшие ранее оценки древних рептилий и их габаритов. Так, согласно разработанной американцами новой методике вычисления, получается, к примеру, что динозавры весили примерно вдвое меньше, чем считалось прежде. Откуда возникло такое расхождение в получаемых данных? С этим вопросом «Правда.Ру» обратилась к известному популяризатору науки Алексею Пахневичу.

Новая методика расчетов веса, как и все предыдущие способы, базируется на оценке найденных останков. Однако полученные в данном случае результаты оказываются гораздо меньше, а для некоторых видов динозавров вообще сократились вдвое. Так, самый крупный из известных науке динозавров – апатозавр (Apatosaurus louisae) – «похудел» вдвое, с 38 до 18 тонн.

Изменения коснулись и других крупных доисторических ящеров – четверть веса потеряли диплодок и стиракозавр, на треть «похудел» брахиозавр. «Никто не будет спорить, что они были огромными созданиями, - говорит Джеффри Бирчард из Университета Виржнии. - На их размеры нам указывают их костные останки. Но, вместе с тем, всегда существовали вопросы о том, как динозавры могли носить такой огромный вес».

Читайте также "Застрявший в болоте динозавр превратился в птицу"

Идея разработать новую систему расчетов пришла Бирчарду и его коллегам из Колорадского университета Гэри Паккард и Томас Бордмен, когда они попробовали пересчитать вес современных животных – в том числе слонов, используя палеонтологические методики. Получившийся результат оказался гораздо выше, чем реальный вес этих зверей.

Результатом такой проверки стало появление нового способа расчетов, в котором огромная роль отведена прочности костей. «Живой организм во многом подобен зданию, - говорит Бирчард. – И, как под строение подводят сваи, так и тело опирается на ноги. Прочность ног, а именно костей и суставов, и определяет допустимый вес остального туловища».

Через 100 миллионов лет динозавров посадили на диету
Удивительно, но результат расчетов американских палеонтологов практически полностью совпал с данными, полученными немецким ученым Хансом-Кристианом Гунга в прошлом году.

Этот исследователь использовал другую, разработанную им самим методику для оценки веса динозавров. При этом он следовал тем же предпосылкам – желанию разобраться в несоответствии между теоретическими расчетами и практическими наблюдениями.

Если полученные результаты окажутся верны, а методика займет свое место в палеонтологической науке, то можно будет объяснить не только вес динозавров, но и остальные особенности их биологии.

Если масса ящеров действительно окажется меньше, чем предполагалось, то, следовательно, для приведения в движения тела они использовали значительно меньший мышечный объем. Это, в свою очередь, заставит переоценить их рацион питания, количество потребляемого кислорода и выделяемого углекислого газа.

За комментарием «Правда.Ру» обратилась к старшему научному сотруднику Палеонтологического института РАН имени А.А.Борисяка кандидату биологических наук Алексею Пахневичу. Он так оценил открытие американских ученых:

«Когда мы берем кость, то делаем замеры, оцениваем габариты динозавра, а уже по этим данным производим расчеты веса. Может существовать несколько методик вычисления массы существ по их останкам, но ни одна из них не будет абсолютно достоверной. Всегда существует вероятность погрешности, да и сам взгляд на предмет изучения может различаться».

Существенным отличие палеонтологии от большинства других наук является то, что иногда открытия в этой области делаются по косвенным доказательствам и могут быть вообще эмпирическими.

Именно поэтому последняя точка в дискуссии о массе динозавров будет поставлена не скоро. Ученым предстоит изучить еще много факторов, влиявших на жизнь первобытных ящеров, и попытаться смоделировать мир, в котором они обитали. Только так, в спорах и сравнениях, может быть установлена истина.