Теневая биосфера – альтернативный живой мир

Теория существования на Земле других форм жизни, отличных от привычных нам, возникла совсем недавно, но уже завоевала много сторонников. Хотя до сих пор не найдено никаких прямых доказательств происхождения жизни из разных источников, поиски «теневой биосферы» продолжаются. В то же время представители Российской академии наук считают подобные исследования лженаукой, которая используется лишь как инструмент рекламы.

Идея о скрытой биосфере, которую человечество еще не обнаружило, или просто не может заметить привычными способами наблюдения, была сформулирована в 1995 году бельгийским биохимиком Кристианом Де Дювом. Ученый уверял, что возникновение жизни является не исключительным событием, произошедшим по стечению обстоятельств, а закономерным этапом развития планеты.

Сторонники Де Дюва продолжили цепочку эмпирических умозаключений и выдвинули гипотезу о том, что и на Земле могло существовать сразу несколько источников жизни, эволюция которых происходила раздельно. Всего предложено четыре версии возникновения «теневой биосферы».

Читайте также " Муравьи захватывают мир "

Главная теория описывает так называемые «зеркальные» создания. Дело в том, что все органические соединения имеют трехмерную конфигурацию и различаются между собой направлением, в котором они поляризуют падающий свет – вправо или влево. Сами молекулы при этом определяются как «левовращающиеся» и «правовращающиеся».

К первым относятся все аминокислоты, известные науке, а вот двойная спираль ДНК является правовращающейся. Однако гипотетически доказано, что органика может иметь противоположные направления вращения, а, значит, есть шанс найти «зеркальные» молекулы, обладающие при схожей химической формуле совершенно другими свойствами.

Вторая версия опирается на открытия, сделанные астробиологами. На Земле существует стандартный набор из 20 аминокислот, которые в различных комбинациях образуют все белковые соединения. Но на упавших на нашу планету метеоритах были найдены еще две неизвестные ранее аминоксилоты – изовалин и псевдолейцин, что говорит о возможности создания альтернативных белков. Кто знает – может, другая жизнь построена именно на таких необычных соединениях?

Две остальных гипотезы построены на замене привычных для земной жизни химических соединений на близкие по свойствам элементы – фосфор на мышьяк и углерод на кремний. Недавно ученым удалось обнаружить микроскопические водоросли, которые имеют кремниевую структуру, что подтверждает возможность подобного эволюционного сценария.

Исследователи созданного при Аризонском университете Центра фундаментальных научных концепций уверены: тот факт, что человечество до сих пор не нашло на Земле признаки «теневой биосферы», говорит только о невнимательных поисках. Мы смотрим лишь туда, где смогли бы жить сами, но не заглядываем в места с опасными условиями – такими, как жерла вулканов, безводные пустыни и месторождения радиоактивных руд.

Последние особенно начали привлекать внимание ученых после того, как были обнаружены бактерии, способные выдержать жесткое излучение в тысячу раз выше смертельной для человека дозы. Не меньше внимания привлекают залежи нефти и газа, где глубоко под землей также могут скрываться «альтернативные» живые организмы.

Однако российские ученые не согласны со своими американскими коллегами. Все представители РАН, к которым обратилась «Правда.Ру», считают, что подобные исследования не имеют под собой никакого теоретического обоснования и - ничего общего с настоящей наукой. В частности, член-корреспондент РАН доктор биологических наук Юрий Дгебуадзе сказал в беседе с нашим корреспондентом, что теория существования «теневой биосферы» не представляет интереса для отечественной науки, поскольку полностью построена на различных допущениях.

Другой наш собеседник, кандидат биологических наук Александр Волков обращает внимание на то, что большинство подобных форм «альтернативной жизни», хоть и может быть сотворено в лаборатории, но требует очень специфических условий среды. Не выдерживает проверки современной наукой и версия с альтернативными аминокислотами – обнаруженные на метеорите Мерчинсона (упал на территорию Австралии в 1969 году) изовалин и псевдолейцин имеют небиологическое происхождение.

Кандидат биологических наук Ольга Симонова по-своему дополняет картину: «Науке известны случаи обнаружения останков необычных микроорганизмов, которые отличаются по своим свойствам от привычных форм жизни. Однако

Теневая биосфера – альтернативный живой мир
назвать их альтернативными нельзя – скорее, это неразвившиеся бактерии с недостатком или избытком аминокислот, то есть мутанты.

Сама перспектива обнаружить «теневую биосферу» выглядит более чем туманной, ведь, если бы нечто подобное существовало, исследователи давно бы это обнаружили или вычислили эмпирически. Остается надеяться, что научные силы не будут растрачиваться впустую – перед биологией и теорией эволюции стоит и так слишком много задач, нуждающихся в решении».